В Концертном зале имени Чайковского восьмого ноября состоялся сольный вечер Екатерины Семенчук, посвященный 85-летию со дня рождения Елены Образцовой. Этот концерт открыл абонемент «Вокальные вечера», приуроченный к юбилею выдающейся певицы.
Екатерина Семенчук — звезда мировой оперы, ведущая солистка Мариинского театра, выступающая на крупнейших сценах мира и сотрудничающая с лучшими дирижерами. Cлаву ей принесли роли Кармен («Кармен» Бизе), Адальжизы («Норма» Беллини), Азучены («Трубадур» Верди), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), а также Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Мариши («Джанни Скикки» Пуччини) и Княгини («Игрок» Прокофьева). Победа на Первом международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой и поддержка великой вокалистки стали отправной точкой для восхождения Екатерины Семенчук на большую сцену.
На сцене Московской филармонии в дуэте с Семенчук выступил Анатолий Кузнецов — концертмейстер Академии молодых певцов Мариинского театра, постоянный творческий партнер Елены Образцовой и других мастеров вокала. В программе вечера были представлены произведения, которые Образцова особенно любила исполнять в последние годы своей творческой деятельности. И после каждого концертного номера Екатерина Семенчук с благоговением кланялась размещенным в зале портретам Елены Образцовой, показывая глубокое уважение к личности певицы.
В первой части концерта прозвучала зарубежная музыка, а во втором отделении — романсы Рахманинова, Чайковского, Свиридова, Блантера.
Екатерина Семенчук открыла концерт произведением «Ave Maria» («Радуйся, Мария») Владимира Вавилова. При публикации этого сочинения в 1970 году Вавилов указал автора как «Неизвестный», и поэтому произведение нередко приписывается итальянскому музыканту Джулио Каччини, хотя стилистический анализ показал, что эта пьеса не могла быть создана в XVI веке. «Ave Maria» в исполнении Семенчук завораживала нежностью, глубиной и лиризмом. Каждая нота звучала спокойно и гармонично, словно шепот ангела, неся в себе мир и умиротворение. Голос певицы переливался красками: от светлых и теплых до приглушенно холодных, создавая атмосферу неземной красоты.
Произведения французских и испанских композиторов — «Клорис», «Если бы стихи мои имели крылья», «Осенняя песня» (Р. Ан), «Я бы хотел умереть», «За поцелуй!», «Песня прощания» (Ф. Тости), «Взгляд Махи» №6 и «Скорбная Маха» №11 (Э. Гранадос) — напротив, были пронизаны глубоким трагизмом, болью и чувством безысходности. Екатерина Семенчук проживала каждый образ этих произведений, и проникновенные звуки, рожденные сильным меццо-сопрано исполнительницы, стали тому подтверждением.
Однако атмосфера концерта была проникнута не только печалью и меланхолией. В песне «Зачем идти со мною рядом» Сен-Санса был слышен шепот сомнений, в котором отражался страх перед неизвестностью, а «Дорога любви» Пуленка превратилась в нежную грезу, уносящую далеко в мир счастливых мечтаний. «Я не люблю тебя» Вайля звучала, напротив, забавно и иронично, демонстрируя сложную игру чувств, а «Песенка Мартина» Целлера отражала образ молодых возлюбленных, полных жизненной энергии и искренности.
Особое очарование вечеру придало исполнение русских романсов: «Кабы знала я», «Ночь», «Уж гасли в комнатах огни» Чайковского и «Я жду тебя», «О, не грусти», «Весенние воды» Рахманинова. Все эти композиции объединяет вечная тема любви, но в каждой она звучит по-своему. В романсах Чайковского любви часто сопутствуют грусть и печаль, а в композициях Рахманинова это чувство окрашивается более насыщенными и драматичными красками. Голос Семенчук в этих романсах то нежно и робко шептал о тоске и неразделенной любви, то с бушующим накалом передавал нетерпение и безграничную радость.
В завершение концертной программы Екатерина Семенчук спела романсы Блантера, Листова, Пуаре, Фомина и Титова, в том числе произведения, посвященные Елене Образцовой. «Мы выбрали лишь малую часть из того, что хотели исполнить, но это позволило нам отразить весь размах ее таланта и глубину ее души», — говорит Семенчук.
Добиться артистичного, проникновенного и профессионально воплощенного исполнения Екатерине Семенчук во многом помогла работа в дуэте с пианистом Анатолием Кузнецовым. Его аккомпанемент отличался не только безупречной техникой, но и глубокой музыкальностью, интонационной точностью, камерностью звучания и идеальным взаимодействием с солисткой, что так необходимо для ансамбля. Концерт завершился блистательным исполнением на бис знаменитой «Хабанеры» Кармен из одноименной оперы.
Фотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии