
Марина Макаренко продолжает серию интервью о маловостребованных инструментах. На этот раз с профессором кафедры медных духовых РАМ имени Гнесиных, доцентом Олегом Аркадьевичем Макаришиным она поговорила о специфике тромбона.
Как становятся тромбонистами?
Большинство приходит в профессию случайно. Я сразу вспоминаю, как сам стал тромбонистом. Родители отдали меня в музыкальную школу на фортепиано, и я там отучился семь лет. А потом я поехал по путевке в летний лагерь на море. Там был детский духовой оркестр, в котором не хватало барабанщика. Поскольку я учился музыке и знал длительности, меня взяли. По утрам мы всегда играли гимны и марши. И я подметил: мне, чтобы выйти на построение, нужно и бочку принести, и малый барабан, и тарелки, а тромбонисту, который стоял рядом, только тромбон. Вот так я и решил стать тромбонистом.
Очень редко приходят учиться конкретно на тромбон: родители выбирают для своих детей более популярные инструменты — скрипку, фортепиано, саксофон. В этом есть и наша вина: мы не ведем какой-то бурной просветительской деятельности среди немузыкантов, поэтому некоторые даже и не знают, как тромбон выглядит.
Еще одна сторона этого вопроса — то, что ребенка сразу не отдашь на тромбон. Нужно пройти подготовительный этап. Наш инструмент — один из самых сложных среди медных духовых, и не только потому что не имеет вентильного механизма. Тромбон мы держим на весу одной рукой, и нужно быть физически крепким, чтобы правильно заниматься. Поэтому, когда ребенок приходит в музыкальную школу с целью играть на тромбоне, он сначала обучается на инструментах, которые держатся на коленях: теноре, баритоне или, если еще совсем маленький, на альте in Es, — пока не подрастет.
Что входит в репертуар тромбонистов в период обучения?
Есть такое понятие «школы игры» — это накопление традиций и их развитие. Наш репертуар напрямую зависит от нее. В России две основные школы игры на тромбоне: московская и питерская. Наша, московская, образовалась с открытием консерватории в 1866 году. Профессиональных академических исполнителей на тромбоне тогда в России не было, поэтому пригласили немца Христофора Борка. Он и стал нашим «праотцом», заложившим основы методики игры и культуры звука. Его учеником был Владислав Михайлович Блажевич — культовая фигура не только в отечественной, но и в зарубежной школе. Две его тетради этюдов — это базовая вещь в нашем репертуаре, ключ к решению всех технических трудностей, будь они в сольных произведениях или в оркестровых партиях.
На момент обучения самое главное — построить «фундамент дома», а он с 1866 года остался тем же: гаммы, этюды, упражнения.
Тромбон — это мужской инструмент? Приходят ли девушки учиться играть на тромбоне и тяжелее ли им освоить инструмент?
Девушки приходят учиться, и у них получается замечательно. Здесь большую роль играет физическая предрасположенность — амбушюр и сила мышц. Бывают девушки, которые запросто выиграют у юношей по этим параметрам. Когда я только начинал работать в оркестрах, девушки-тромбонистки были редкостью, а сейчас уже никто не удивляется. В Европе это и вовсе обычная практика.
Существует ли сольное исполнительство на тромбоне? Насколько такие концерты пользуются спросом?
Мы, в основном, оркестранты. Сольное исполнительство на тромбоне встречается очень и очень редко, и спрос на такие концерты, к сожалению, не велик. Наверное, потому что тромбон не может, как скрипка или рояль, поразить публику виртуозностью и гибкостью. Тромбон — это большая пушка, гаубица, которую композиторы обычно используют, чтобы показать масштаб, создать объем или выделить кульминацию.
Целевая аудитория таких сольных концертов — это тромбонисты, которые хотят послушать товарища по инструменту, и профессиональные музыканты. Интересно, что, как правило, солисты-тромбонисты, желающие продвигать наш инструмент в массы — это изначально оркестранты, фанаты своего дела. Практически никто не занимается исключительно сольной карьерой.
Легко ли найти хороший инструмент и где его искать?
В современных реалиях — проблематично. Мы привыкли покупать инструменты в Японии, Америке, Франции. Сейчас этого напрямую сделать нельзя, только через параллельный импорт. От этого и цена стала гораздо выше. В последнее время неплохие инструменты стали делать в Китае: есть очень достойные экземпляры и купить их легче.
Какие инструменты больше ценятся: совсем новые или «разыгранные»?
В нашем случае, чем новее, тем лучше. Есть даже правило: когда оркестр закупает на баланс тромбоны, устанавливается цена инструмента и с каждым годом эксплуатации его стоимость снижается на 10%. Со временем он, к сожалению, приходит в негодность: играть на нем, конечно, можно, но уже не будет такой широты звука, сияния. Это происходит из-за «выдувания»: тромбон сделан из сплава разных металлов, в том числе и драгоценных. Под воздействием постоянных вибраций происходит диффузия, изменяется молекулярный состав и ухудшается качество инструмента. В среднем, срок службы тромбона — 10 лет.
Среди струнников сейчас популярно историческое исполнительство: кто-то спешит играть Баха барочным смычком, а кто-то и вовсе покупает другой инструмент. Есть ли мода на историческое исполнительство на сакбуте?
Честно говоря, за мою столь долгую практику исполнительства я играл на сакбуте всего один раз. Это было в оркестре под управлением Александра Рудина, мы играли Глюка. За пультом был молодой дирижер, которому удалось где-то раздобыть современные копии барочных тромбонов. Они были изготовлены в Европе по моделям сакбутов, хранящихся в музее.
Для меня игра на сакбуте была сплошным удовольствием. Конструкция практически такая же, как у современного тромбона, только строй ниже, а звук гораздо тише и мягче, поэтому привычных комментариев дирижера «играть вполголоса» я не слышал. Можно было спокойно играть в полную силу и звук получался средней громкости, приглушенный.
У нас сейчас историческое исполнительство на тромбоне не очень популярно (нет инструментария, низкий спрос), а в Европе достаточно развито. Во Франции, например, есть замечательный ансамбль исполнителей на старинных медных инструментах «Les Sacqueboutiers». У них очень яркие выступления: с танцами, барабанами, бубенцами — получается живо и весело.
Почему сейчас стоит выбрать тромбон?
Тромбон дает тебе, прежде всего, возможности: выбраться из маленького города, быть востребованным исполнителем, посмотреть весь мир.
Чтобы подвести итоги, предлагаю вам назвать трех тромбонистов-исполнителей, которых нужно обязательно послушать.
Кумир моего юношества — Кристиан Линдберг (до того, как он стал увлекаться современными приемами игры). Мелодические вещи у него получаются просто замечательно (послушайте в его исполнении Сонату для тромбона С. Шулека). Еще он сделал много переложений популярной классической музыки для тромбона, обогатив наш репертуар.
Обязательно нужно послушать, как играет Джозеф Алесси, солист Нью-Йоркского филармонического оркестра. Это всегда эталонное исполнение. Мне повезло однажды побывать на его концерте в Москве. Он играл сложнейшую программу в двух отделениях. Если бы я сам там не сидел, я бы просто не поверил, что такое возможно: идеально было всё, хоть микрофон ставь и делай запись. И это при том, что на момент концерта ему было 60 лет.
Ну и кого-нибудь из французской школы исполнительства, например, Мишеля Бекке. Он много играл в составе оркестров и ансамблей, а сейчас преподает в Лионской консерватории.
