На концертных площадках Москвы с размахом празднуется юбилей Леонида Десятникова. Не стал исключением и ДК «Рассвет», где 16 октября состоялся вечер, посвященный 70-летию композитора. Музыканты петербургского объединения mader nort совместно с певицей Алисой Тен позволили слушателям снова (или, возможно, впервые) оценить, прочувствовать и понять глубину и красоту музыки Леонида Аркадьевича. 

Вечер выстроили вокруг двух циклов Десятникова — это «Буковинские песни» для фортепиано и «Идиш» для сопрано и струнного оркестра. 

«Буковинские песни» были написаны Леонидом Десятниковым для пианиста Алексея Гориболя, который и стал первым исполнителем прелюдий. На юбилейном вечере право донести такую холодную, но в то же время тонкую музыку, вобравшую в себя напевы Карпат, выпало пианисту Ярославу Коваленко.

Его исполнение отличалось удивительной чуткостью и филигранной аккуратностью, пианист наполнял смыслом каждый звук. Это глубинное погружение в музыку усиливалось иммерсивной атмосферой концерта. Зрительские кресла расположили полукругом, благодаря чему исполнитель находился в непосредственной близости от публики, а освещение полностью выключили: лишь тусклая подсветка пюпитра выхватывала из мрака лицо пианиста.  

Возможно, в этом и заключался замысел организаторов — создать условия, в которых слух обостряется до предела, а любое зрительное впечатление сводится к минимуму, освобождая сознание от визуального шума. Если эта задача и вправду была поставлена, то ее можно считать блестяще выполненной. В таком пространстве музыка стала единственной реальностью, в которой находился зритель. И он не просто слушал музыку со стороны, а существовал внутри этого звукового потока, погружаясь в особое, почти медитативное состояние.

Вечер продолжил вокальный цикл «Идиш», создав яркий контраст с предыдущими «Буковинскими песнями». Это сочинение было написано Десятниковым в 2018 году по заказу Иерусалимского струнного квартета. Его музыка воскрешает почти утраченную традицию — кабаретные песни на идише, некогда процветавшие в Польше и уничтоженные Второй мировой войной. В версии Десятникова песни обрели две грани: за внешней подвижностью и театральной игривостью скрывались горькая ирония и меланхолия. Партию сопрано исполнила Алиса Тен в сопровождении музыкантов mader nort и камерного оркестра «Дивертисмент».

Песни мягко вывели зал из того глубокого медитативного состояния, в которое его погрузила игра Ярослава Коваленко: свет не зажгли, но в зале словно разогнали темноту. Возможно, потому, что на сцене стало больше музыкантов, и энергия их коллективного присутствия наполнила пространство новым, теплым свечением.

Алиса Тен продемонстрировала потрясающую артистичность. Даже в полумраке были видны ее глаза, в которых отражалась скрытая боль, выраженная в музыке. Звонкий, почти хрустальный, но в то же время плотный тембр певицы идеально сливался со звучанием камерного ансамбля. 

Заканчивая исполнение последней песни цикла, музыканты, один за другим, молча вставали и растворялись в темноте сцены. Их уход был тихим и органичным. И вновь зрители оказались почти в полном мраке и тишине. Это прекрасный ход — оставить публику наедине с рожденными в голове образами и чувствами и дать возможность осмыслить услышанное.

Хотя обстановка в зале на протяжении вечера была приглушенной, пространство заполнялось мощным внутренним светом — музыкой Леонида Десятникова. Ее сложная, но при этом утонченно-детальная природа идеально резонировала с форматом, вновь доказывая, что этим сочинениям не нужны украшения — им достаточно просто прозвучать, чтобы заставить мыслить и чувствовать.

Фото — Александр Панов