
Для многих Гнесинка — это не просто название учебного заведения, а синоним качественного музыкального образования и академических традиций. Но всё начиналось с малого: с первой вывески училища, случайной встречи в имении Гончаровых и дружеских связей. Знаковые для Гнесинского дома предметы — картины, афиши, фотографии и письма — можно было увидеть на выставке к 130-летию Гнесинской системы музыкального образования «Дом, в котором живет музыка», которая проходила с 15 октября по третье ноября в фойе театра «Геликон-опера». Мы выбрали пять предметов — и пять историй — без которых Гнесинка точно не была бы такой, как сейчас.
Вывеска Музыкального училища

История Гнесинки начиналась почти по-чеховски, как история трех сестер — Евгении, Елены и Марии. Они с детства занимались музыкой, а для получения профессионального музыкального образования перебрались в Москву.
В 1895 году, когда все трое уже окончили Московскую консерваторию, Евгения Гнесина решила открыть свою музыкальную школу. Елена и Мария с готовностью поддержали ее, и так появилось училище, которое расположилось прямо в их доме в Гагаринском переулке. Поначалу у Гнесиных учились всего несколько человек. Когда же учеников стало больше, училище переехало в более просторный особняк на Собачьей площадке. С 1901 года в нем стали преподавать и младшие сестры — Елизавета и Ольга.
На табличке только два инициала, но за ними скрываются имена трех основательниц: буква «Е» — Евгения и Елена, «М» — Мария. Датой открытия училища считается 15 февраля, когда в него была зачислена первая ученица. В 2025 году в этот день Гнесинский дом отметил 130-летие.
Портрет Луначарского

Удивительная история связала Елену Фабиановну Гнесину с Анатолием Луначарским. Летом 1900 года ее пригласил выступить в Калуге друг, страстный любитель музыки Дмитрий Дмитриевич Гончаров. Он происходил из знаменитой семьи, чье родовое имение «Полотняный Завод» в Калужской области помнило самого Пушкина. Гнесина с удовольствием согласилась. Концерт прошел с большим успехом, и Дмитрий Дмитриевич пригласил Елену Фабиановну отдохнуть в их имении.
Гончаровы, будучи сами музыкантами-любителями, создали в своей усадьбе настоящий оперный театр, где устраивали спектакли и музыкальные вечера. Именно там Гнесина и встретила молодого революционера Луначарского. Елена Фабиановна вспоминала, как он часами декламировал стихи, чем очаровывал всех без исключения.
Эта мимолетная встреча оказалась судьбоносной. После Октябрьской революции, в начале 1919 года, сестры Гнесины передали свое музыкальное училище государству, а Елена Фабиановна была назначена его заведующей. Положение музыкантов было незавидным: им не полагалось даже рабочих хлебных карточек. Несмотря на сомнения, Елена Фабиановна решила обратиться за помощью к Луначарскому, который тогда уже был наркомом просвещения.
Каково же было ее изумление и радость, когда, открыв дверь его кабинета в Кремле, она увидела Анатолия Васильевича, быстро идущего ей навстречу с протянутыми руками и словами: «Неужели та самая Елена Фабиановна! Голубушка, что же вы раньше не приходили? Ведь нуждаетесь, наверное?»
С тех пор и все годы его работы на посту училище Гнесиных получало неизменную поддержку. Луначарский часто посещал Гнесинку, искренне интересовался ее жизнью. Уже в 1919 году частное училище сестер Гнесиных стало Государственной музыкальной школой, что помогло учреждению выжить. В 1920 появился техникум, который в 1936 году преобразовали в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных. А в 1944 году благодаря неустанным хлопотам Елены Фабиановны был открыт и институт, увенчавший собой уникальную образовательную систему.
Письмо Гнесиной Сталину

Во время Великой Отечественной войны Гнесинка продолжала развиваться: в классах шли занятия, а на Поварской (тогда — улице Воровского) строилось новое здание, то самое, в котором и сегодня располагается Академия. Всё это было бы невозможно без поддержки власти и бесконечных ходатайств, которые Елена Фабиановна писала во все возможные инстанции. Но и сами гнесинцы делали всё возможное, чтобы помочь общему делу: трудились на лесозаготовках и в мастерских по пошиву рукавиц, ухаживали за ранеными в госпиталях и выступали в концертных бригадах. И всё это в условиях, когда здания не отапливались, а сотрудникам не хватало продовольственных карточек. Одно из самых ярких свидетельств эпохи — письмо Сталину, которое Елена Фабиановна написала третьего января 1943 года:
«Дорогой Иосиф Виссарионович! Разрешите и нам, педагогам и сотрудникам старейшего Музыкального Училища и Школы имени Гнесиных внести на дело разгрома врага свой посильный дар — полумесячный оклад в сумме 18 тысяч рублей».
Фотография класса Гнесиной

На фото, подписанном рукой Елены Фабиановны, ее класс в 1944 году. За роялем один из учеников — начинающий пианист, 13-летний Геня Рождественский (так Гнесина ласково называла мальчика). По воспоминаниям племянницы Гнесиной, именно Елена Фабиановна в какой-то момент сказала, что пианист из него выйдет не слишком хороший. А вот дирижер — еще какой! Геня проплакал чуть ли не всю ночь. Но слова оказались пророческими. Именно они определили судьбу одного их лучших дирижеров ХХ века — Геннадия Николаевича Рождественского.
Пейзаж «Противоположный берег» кисти Святослава Рихтера

Эта сдержанная, почти монохромная картина, написанная рукой гениального пианиста, становится ключом к пониманию дружбы Елены Гнесиной и Святослава Рихтера.
Молодой, уже набирающий известность Рихтер, сложный и порой закрытый, находил в пожилой Елене Фабиановне не просто мудрого наставника, но и «музыкальную маму». Он, по воспоминаниям современников, испытывал к ней безграничное доверие, редкое для его непростого характера. Рихтер часто играл у нее дома — не на экзаменах или официальных прослушиваниях, а в кругу близких, и эти моменты были лишены какого-либо напряжения. Для него Елена Фабиановна была наставником и понимающим, родным человеком.
Пейзаж «Противоположный берег» превращается в зримую метафору их дружбы: Елена Фабиановна, олицетворяющая «берег» традиции, опыта и вечных основ, с любовью и пониманием вглядывается в «противоположный берег» — гениального, вечно ищущего Рихтера, плывущего в своем одиноком творческом плавании.
Фотографии экспонатов предоставлены Мемориальным музеем-квартирой Ел. Ф. Гнесиной
Фото на обложке — Анна Бобрик
