11 ноября в рамках конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» состоялось заседание секции «Певец в опере: вопросы исполнительской интерпретации».
Главной темой докладов и обсуждений стали проблемы подготовки современного оперного певца. О том, где, чему и как учить студентов-вокалистов размышляли М. С. Агин (зав. кафедрой сольного пения N 1 РАМ им. Гнесиных) и Н. И. Полякова (преподаватель ДМШ им. В. В. Андреева и ИСИ).
Выступление третьего докладчика – Е. О. Андрейко (преподаватель Музыкального училища и РАМ им. Гнесиных) было посвящено вокальным формам в опере Таривердиева «Граф Калиостро». Сам выбор этой темы был обусловлен, по словам Андрейко, одним из важнейших вопросов воспитания вокалистов – умением ориентироваться в стилях и формах исполняемых произведений: «Вокалист должен знать не только свою арию».
Однако на практике так бывает не всегда. В своем докладе о целях и задачах, стоящих перед педагогом при подготовке современного оперного певца, Михаил Суренович Агин отметил часто встречающийся у студентов-вокалистов «бездумный подход» к обучению и нежелание развиваться. «Главная беда в том, что сейчас все хотят очень быстро заработать деньги, и зарабатывают красивой картинкой, абсолютно не несущей глубокого смысла», – заметил Михаил Суренович.
Агин считает вокальное искусство самым сложным из музыкальных искусств (ведь голос развивается всю жизнь) и уверен, что подготовка оперного певца должна начинаться не с вуза, а с детства – с музыкальной школы. Именно в раннем возрасте у человека формируются основные личностные качества, он впитывает самую важную информацию, «мотает себе на ус», развивается.
При этом важно понимать особенности профессионального обучения вокалиста. Говоря о них, докладчик провёл параллель между голосом вокалиста и бутоном цветка. Если бутон раскрыть раньше времени, то он быстро увянет, также и с вокалом – если несформировавшийся голос напрягать, загружать работой, заставляя исполнять сложные арии, то он быстро испортится, а может и исчезнуть. Чтобы стать оперным певцом, необходимо пройти два этапа профессионального обучения: училище (среднее образование) и вуз (высшее образование), где постепенно под руководством опытных педагогов будет формироваться, раскрываться вокал студента.
М. С. Агин в своём докладе говорил, в основном, о подготовке певца в вузе, а Н. И. Полякова – о подготовке вокалистов в музыкальной школе. Основное внимание она уделила проблемам школьного образования – в частности, указала на негативное влияние образовательной реформы, с которой связано сокращение часов в учебной практике, разделение школьного музыкального образования на общее и предпрофессиональное.
Полякова убеждена, что вопрос о выборе профессии вокалиста должен серьезно подниматься только после 15 лет, так как до этого момента, из-за мутации голоса, нет смысла томить ребёнка и родителей ожиданиями. При этом она не исключает необходимость всестороннего музыкального развития вокалиста с начальных стадий.
В выступлениях Агина и Поляковой было много общих мыслей и выводов. Однако возникали и разногласия. Так, например, Агин, сравнивая опыт советского образования и современного отметил, что нынешние студенты несамостоятельные и неподготовленные: «С ними целый урок сидит концертмейстер и разучивает партию! А раньше часто бывало, что репетиции с концертмейстером проходили практически в день выступления. И все справлялись!»
Полякова, напротив, считает занятия вокалистов с концертмейстером необходимыми, объясняя это тем, что вслушиваться в аккомпанемент, видеть общую картину, ученик должен сразу, а не перед самым выступлением. Иначе учащийся не будет понимать композиторский замысел.
Но в главном докладчики согласны: чтобы стать полноценными музыкантами и хорошими оперными певцами, вокалисты обязаны всесторонне развиваться.
Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).
Фото: Вера Давтян, Антон Бобырев