В РАМ имени Гнесиных и ГИИ продолжается научная международная конференция «Опера в музыкального театре: история и современность». 13 ноября в Зеркальном зале Института искусствознания состоялось заседание секции «Опера в руках режиссера». 

Тематика прозвучавших докладов весьма разнообразна. Открывший заседание Александр Ряпосов (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург) подробно рассмотрел одну из трех составляющих концепции оперной режиссуры В. Э. Мейерхольда – архитектонику сцены. 

Александр Ряпосов

Станимира Дерменджиева (учитель музыки в начальной школе, Министерство образования, исследований и религиозных дел Греции, Корфу) представила аудитории болгарского композитора Любомира Пипкова (1904-1974), рассказав о его жизни и творчестве. Особое внимание исследователь уделила истории создания, постановки и музыкальной критике оперы «Девять братьев Яны» – одной из трех опер Л. Пипкова. 

Об оперном творчестве композиторов Казахстана рассказала Сауле Мусаходжаева (магистр, преподаватель Казахского национального университета искусств, Нур-Султан). В ходе выступления исследователь демонстрировала исторические фотографии, а также видеоматериалы из ведущих оперных театров (Астана Опера, ГТОБ им. Абая, Шымкентский театр оперы и балета), которые помогли слушателям лучше понять, прочувствовать музыкальную культуру Казахстана. 

Сауле Мусаходжаева

Особое место заняла тема взаимосвязей музыки и литературы. Например, Светлана Лаврова (проректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой) в докладе «Интерпретации кафкианских сюжетов на современной оперной сцене» отметила, что творчество Кафки стало опорой и источником вдохновения для многих писателей-фантастов, режиссеров, а также для таких композиторов, как Ф. Гласс, Г. Шуллер и др.

Галина Заднепровская (заведующая кафедрой музыкального искусства МГУ имени М.В. Ломоносова) в сообщении «Литературная опера: текст и подтекст» главное внимание уделила вопросам соотношения литературного и музыкального текстов. Основные тезисы доклада рассматривались, в частности, на примере оперы «Бег» Н. Сидельникова.

Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).