Своими глазами

Барочная опера: призраки, индейцы и политика

Во второй день конференции в Малом зале РАМ им. Гнесиных прошло заседание, посвящённое старинной опере. Секция объединила исследователей различных званий (от аспирантов до докторов искусствоведения) из России, Испании, Австрии и Италии. 

В наши дни старинная музыка (и, в частности, барочная опера) вызывает огромный интерес исполнителей, слушателей и ученых. Но, несмотря на популярность музыкального искусства эпохи барокко, многие его аспекты остаются малоизученными. Исследователи, выступившие в рамках секции, затронули некоторые темы и проблемы музыкального театра XVI-XVIII веков.

Заседание открыл доклад профессора Каталонской высшей школы музыки Сусаны Эгеа Руис, посвящённый женскому вокальному коллективу конца XVI века Il Concerto delle Donne, и его влиянию на дальнейшее развитие певческого искусства вплоть до наших дней. 

Профессор РАМ имени Гнесиных Ирина Сусидко рассматривала оперу seria 1720-1730 гг. в контексте влияния на жанр локальных итальянских оперных стилей. Главный вопрос сообщения – что является общеитальянским, а что влиянием региональных традиций. Ирина Петровна отметила, что Венеция сохранила музыкальную идентичностьнесмотря на давление неаполитанской традиции, а значит, региональные традиции в итальянской опере существовали и в XVIII веке, делая общую итальянскую музыкально-театральную картину многоцветной. 

Судьбу неоконченной оперы Моцарта «Заида» проследила Карина Зыбина из зальцбургского Университета Парис Лодрон. По словам исследователя, «Заида» – опера-призрак. История произведения – это одновременно печальная история забвения и счастливая история возрождения. 

Три доклада секции были посвящены воплощению в опере образов неевропейских народов и стран. О музыкальном воплощении Египта в опере Рамо «Празднества Гименея и Амура, или Боги Египта» рассказала Анна Булычёва. «Когда Рамо хочет создать музыкальный образ Египта, то применяет стилистику, которая сложилась во французской барочной опере для воплощения образов Греции, и, видимо, делает это совершенно сознательно», – отметила Анна. Два других доклада cхожей тематики – образы индейцев в творчестве Пёрселла и Вивальди (Ангелина Алпатова и Владимир Лисовой) и тема Китая в западноевропейской опере XVIII столетия (Юлия Медведева). 

О влиянии трагикомедии «Верный пастух» итальянского поэта Джанбаттиста Гварини XVI века рассказала Надежда Игнатьева. Выступление Романа Насонова было посвящено проблемам смысловой интерпретации оперы Пёрселла «Дидона и Эней» – в частности, был проанализирован политический контекст и подтекст оперы: исследователь рассказал об опере как о политической аллегории. 

Тема испанского барокко была представлена в выступлениях Ирины Кряжевой («Испанская опера в Новом свете: «Пурпур розы» П.Кальдерона и Т. Торрехона-и-Веласко») и Марии Моисеевой («Хосе де Небра (1702-1768) и его сарсуэллы»).

Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).

+ posts

Вам также может понравиться...