В рамках просветительского проекта «Творчество композиторов-гнесинцев» при поддержке оркестрового, народного и вокального факультетов РАМ им. Гнесиных прошел творческий вечер Екатерины Павлюченко «Светить всегда». Ведущей и организатором концерта в Малом зале академии стала преподаватель кафедры теории музыки Ирина Сергеевна Захарбекова.  Исполнители – студенты-гнесинцы, а публику составили люди разных возрастов и интересов. Они пришли послушать произведения молодого автора, многие из которых прозвучали впервые.

Екатерина Павлюченко – выпускница РАМ им. Гнесиных, лауреат международных и всероссийских конкурсов по композиции. Она пишет симфоническую, камерно-инструментальную и вокальную музыку, а также музыку к драматическим спектаклям. Произведений в программе было немного – всего четыре, но зато весомых и зрелых. Открыл творческий вечер смелый, солнечный и жизнеутверждающий концерт для фортепиано с оркестром. Его первую часть в переложении для фортепиано исполнили Иван Тихомиров и Зоя Донцова. Затем прозвучал «Триптих» для трех труб и двух балалаек. Необычное сочетание медных и струнных народных звучало весьма убедительно, выявляя мелодические качества музыки; прекрасно выстроен баланс между инструментами. А «Былина» для гобоя и арфы внесла фольклорный оттенок в «тональность» концерта. 

Кульминацией вечера стал вокальный цикл «Слова-кирпичи» на стихи В. Маяковского для меццо-сопрано, баритона, ударных и рояля. В нем использованы известные стихотворения «Секрет молодости», «Скрипка и немножко нервно», поэмы «Во весь голос» и «Облако в штанах». Важно отметить, что это произведение Е. Павлюченко очень сложное и требует от исполнителя не только музыкального, но и актерского мастерства. Солисты Анна Щербакова и Тимур Кожобеков достойно справились со своими задачами. В их исполнении решительная, четко артикулированная декламация естественно сменялась нежной лирикой. Композитор продемонстрировала тонкое понимание поэзии, что бывает очень не часто. Музыка чутко следовала за словом, а слово становилось музыкой. 

После концерта Екатерина Павлюченко поделилась воспоминаниями детства и юности инекоторыми соображениями о своем творческом методе.

Какие впечатления от сегодняшнего творческого вечера? И как изменились Ваши ощущения после окончания академии? 

Это не первый мой авторский концерт и ощущения, что я как-то стала старше, к сожалению, нет. Наоборот, иногда думаю, что в душе я ребенок. Не могу сказать, что повзрослела. Сейчас давала автограф дирижеру, и для меня это было впервые, как и давать интервью, так как я считаю, что композитор должен давать интервью, когда он уже седой, в летах, а я еще чувствую себя озорной девчонкой.

Как возникла идея концерта? 

Помогла Ирина Сергеевна Захарбекова, она очень хотела, чтобы моя музыка звучала. Я очень люблю Ирину Сергеевну, мы вместе учились на одном курсе. Она мой лучший друг. Не люблю слово «подруга», их бывает много, а она настоящий друг. Если б не она, этот концерт не состоялся. Большое ей спасибо.

В одном из произведений необычное тембровое сочетание – балалайки и трубы. Как оно появилось? Эксперимент?

Эксперимента не было. Всегда пишу только то, что слышу. У меня возникают образы, которые я слышу и вижу, так как очень хорошо развито визуальное видение и образное мышление. Когда-то я окончила художественную школу, и преподаватели хотели, чтобы я продолжила учиться. Была такая ситуация, что приходилось выбирать, куда поступать. Поэтому когда я вижу картины, какой-то образ, этот образ и работает. Дальше просто остается его зафиксировать нотами. Я в детстве хотела стать как Чюрлёнис: писать картины и музыку. Периодически получается что-то такое делать. Увлечение писать картины пока так и остается увлечением, потому что нужно учиться. Не должно быть, как некоторые: намалюют что-то и всё, «художники». Всему надо учиться. Поэтому я не говорю, что я художник, просто любительски что-то там рисую. Профессионально я композитор.

Вокальный цикл «Слова-кирпичи» вдохновлен творчеством В. Маяковского, это ваш любимый поэт. Какой он для вас?

Он для меня в первую очередь сильный, работящий, мужественный, патриотичный и нежно любящий. Глыба, которая может любить. Кстати, из поэтов мне не только Маяковский нравится, я увлекалась Зинаидой Гиппиус. Нельзя брать только Маяковского, он не единственный. Также про композиторов спрашивают. У меня с детства любимый был всегда Римский-Корсаков. Я очень люблю «Снегурочку» и «Царскую невесту». Римский-Корсаков с детства был учитель, у которого я бы хотела учиться. В колледже композицию мне преподавал Андрей Иванович Головин, его композиторские корни восходят к Римскому-Корсакову. И получается так, что когда я поступила к Кириллу Евгеньевичу Волкову, я, таким образом, всё-таки поучилась у Николая Андреевича, потому что Кирилл Евгеньевич часто приводил в пример своего педагога Арама Ильича Хачатуряна, который учился у Николая Яковлевича Мясковского, а тот – у Римского-Корсакова.