Тет-а-тет

Андрей Микита: «Кажется, что последнее произведение – самое лучшее»

Андрей Микита

СК Андрей Иштванович, с чего началась ваша композиторская карьера? Каким было дебютное произведение?

АМ Карьера композитора началась у меня в четыре года. И поскольку в доме было пианино, то я сочинил песенку про маму на собственные стихи. Но, так как записать я не умел, это за меня сделала мама. Потом я создал ещё несколько каких-то пьес, которые она записала и послала Дмитрию Борисовичу Кабалевскому. Он, как ни странно, ответил и сказал, чтобы я учился музыке и композиции.

СК Удачно ли прошла его премьера?

АМ Конечно, в кругу семьи прошла очень удачно. И кабалевский ее хорошо оценил.

СК Исполняете ли вы когда-нибудь свои сочинения сами?

АМ Да, регулярно! Я закончил консерваторию не только как композитор, но и как пианист. Одно время у меня была достаточно хорошая пианистическая карьера, и теперь я очень часто исполняю свои произведения в Москве, России и за рубежом.

СК Как и многие композиторы современности, с недавних пор вы увлеклись духовной темой в музыке. Какие обстоятельства в истории и события в вашей жизни повлияли на это?

АМ Я не могу сказать, что я увлёкся. Я стал писать духовную музыку ещё в советское время, когда её писали совсем мало (могу назвать только Владимира Мартынова и Арво Пярта). Дело в том, что я воцерковился ещё в атеистическую эпоху, и мои творческие интересы обратились к музыке богослужебной, хоровой – в общем, духовной. Так что я пишу духовную музыку с 1986 года.

СК С какими поэтами России или, может быть, СНГ Вы сотрудничаете?

АМ СНГ – ни с какими. У меня есть оратория на текст Бориса Гребенщикова, если его можно назвать поэтом. На стихи поэтессы Ирины Грацинской я написал вокальную поэму о блокадном Ленинграде. А на стихи Людмилы Ильиной сочинена песня «Пасхальный гимн». Сейчас я сотрудничаю с поэтом Максимилианом Потёмкиным. Пока ничего конкретно не могу сказать, но есть очень сильные поэты и, может, что-нибудь у нас получится.

СК Сотрудничаете ли Вы в творческих тандемах с современными авторами зарубежных стран (кроме бывших союзных республик СССР)?

АМ С зарубежными – нет. Ещё в юности мы с двумя соавторами написали на троих балет «Гадкий утёнок». И он долго шёл сезонов 10, ещё в советское время. Его играли в Петербурге, во многих городах России, и даже в Киеве. У нас был не тандем, а скорее трио.

СК Каким людям вы можете выразить наибольшую благодарность за свою творческую деятельность?

АМ Их очень много. Конечно же, мой первый учитель композиции – Валерий Арзуманов, который сейчас живёт во Франции и является довольно известным французским композитором. Юрий Семакин – тоже композитор, у него я учился в Ленинграде. В Москве – у Тихона Хренникова, и мне помогали его ассистенты – Татьяна Чудова и Александр Чайковский. Уже в зрелом возрасте огромное влияние на меня оказало общение с композитором Юрием Буцко.

СК Что вы считаете самой большой удачей в карьере? 

АМ Всероссийскую известность – назовём это так – мне дала вот эта оратория на тексты Гребенщикова, которая за счёт известности Гребенщикова получила довольно широкое освещение в прессе, на телевидении. Она даже была записана на концерте в Большом зале консерватории, и он целиком транслировался по телеканалу «Культура». Но вообще всегда кажется, что твоё последнее сочинение – самое лучшее. Буквально две недели назад была премьера моей «Рождественской кантаты» в Ярославской филармонии. На сегодняшний день мне кажется, что это моё лучшее произведение, поэтому самое успешное.

СК Есть ли у вас другие увлечения, кроме сочинения музыки? Какие?

АМ Да, я лет до 35 выступал как пианист, играя классический фортепианный репертуар. У меня был абонемент в музее Скрябина, где я каждый год давал концерты с программой «Музыка Скрябина». Были гастроли по стране, несколько концертных поездок в Европу. Потом начались проблемы с суставами рук, и я переключился на композицию. Но свои сочинения я играю.  Последнее моё выступление с моей музыкой было в камерном зале Московской филармонии, я играл пьесу под названием «Ханами́». Я в последние годы часто езжу в Японию, это мои впечатления от путешествий в эту страну. Пьеса «Ханами» – моё последнее выступление как пианиста.

СК Согласны ли вы, что в наши дни особенно актуальна проблема воспитания культурной личности? Какие пути её решения вы можете предложить? 

АМ Это глобальный вопрос. Культура – это важнейшая составляющая человеческой личности и социума. Я могу вспомнить, как Черчилль, утверждая во время Второй мировой войны бюджет Великобритании, сказал очень сильную фразу: «Если не будет культуры, зачем мы вообще воюем?». Культура определяет менталитет и успехи во всех сферах нашей деятельности. Например Япония была закрытой страной до конца XIX века, у них долгое время не было даже огнестрельного оружия. Приняв европейские технологии, она стала за сто лет одной из ведущих стран мира. А насчёт путей решения этой проблемы я вам вряд ли что-то скажу. Каждому доступны различные средства массовой информации, Интернет. Однако в течение многих последних десятилетий СМИ являются достаточно оглупляющими основные массы населения. Это прежде всего телевидение, радио. Сейчас молодёжь имеет доступ ко всему, но она воспитана родителями так, что вопрос культуры становится второстепенным. Я даже не знаю, как поступать в этой ситуации. Честно говоря, скептически смотрю на культурное развитие, во всяком случае массовой системы.

Текст: София Коновалихина

Вам также может понравиться...