Т. Н. Левая

Профессор Нижегородской консерватории, доктор искусствоведения Тамара Николаевна Левая (ТЛ) поделилась своими мыслями с Полиной Фроловой (ПФ) о постановках Дмитрия Чернякова, современной оперной критике, региональных оперных театрах, и о том, в чем польза научных оперных конференций для ученых, исполнителей и руководителей театров. 

ПФ Тамара Николаевна, какие, на Ваш взгляд, наиболее важные проблемы стоят сейчас перед исследователями оперного искусства? Были ли они освещены на научном форуме «Опера в музыкальном театре: история и современность», который состоялся осенью 2019 года?  

ТЛ На этой конференции был поднят очень широкий спектр проблем и вопросов, многие из которых мне кажутся очень важными. Среди них, например, – усиливающийся интерес к оперной режиссуре, к интерпретациям классических опер, который мы видим в последнее время. Это происходит потому, что опера живет, развивается, преобразуется, и интерпретаторский, режиссерский компонент становится весьма значимым. На форуме был представлен большой блок докладов на эту тему.

ПФ Как Вы относитесь к режиссерскому театру?

ТЛ В целом положительно. Сейчас опера интересна не только как партитура, пение, движение, но еще и как режиссерский текст. И тут много всего происходит: и спорного, и действительно очень интересного и волнующего. Мне, например, нравятся многие постановки Чернякова. Одна из последних его работ – «Сказка о царе Салтане» в брюссельском театре La Monnaie – удивительна. Совершенно неожиданная трактовка! Сквозь сказочно-примитивистский пласт сочинения проступает глубоко скрытый драматизм…

ПФ Сейчас много спорят о том, как лучше исполнять старые оперы – аутентично или современно. Что выбираете Вы?

ТЛ Наверное, и то, и другое. Все зависит от материала. Если произведение еще не стало частью оперной жизни, оперного «быта», то может возникнуть неудовлетворенность от того, что малоизвестен изначальный авторский вариант сочинения, а он достоин внимания (отсюда, например,  споры о постановке в Большом театре «Воццека»). Но  популярный оперный репертуар располагает к экспериментам, разным интерпретациям – подчас неожиданным. Хотя здесь, конечно, важны чувство меры и вкус. 

ПФ Оперная конференция получилась очень масштабной. Как Вы оцениваете саму идею проведения столь крупного форума? 

ТЛ Это хорошая идея, хотя, конечно, поначалу масштабы конференции – 100, 200 участников – выглядели пугающими. Но, с одной стороны, эти цифры были обусловлены условиями получения гранта. С другой стороны, такой охват гарантирует создание многомерной «оперной панорамы» мирового масштаба, позволяет увидеть и проанализировать оперу во всех аспектах –  хронологическом, жанровом, тематическом. Слушатели конференции узнали, что опере подвластно изобразить все на свете: начиная от жизни американских индейцев до деталей судопроизводства. 

Конечно, при таком масштабе слушателям не удается побывать на всех заседаниях и послушать все, что хотелось бы. Но доклады можно будет прочитать в сборнике, который выйдет по итогам конференции. 

ПФ Каким темам можно было бы уделить больше внимания, чего Вам не хватило на форуме? 

ТЛ Здесь представлено так много разных тем, что я даже затрудняюсь сказать, чего не хватает (смеется). Наверно, было бы интересно глубже раскрыть проблемы оперной критики. Это актуально. Сейчас вся критика уходит в интернет, а газетной, традиционной критики практически не осталось. Хотя, мне кажется, она нужна и важна. 

Интересно было бы обсуждать не только концепции тех или иных оперных постановок, но формы оперной жизни¸ судьбы и  бытие отдельных театров – в частности, отечественных. Думаю, сейчас довольно остро стоят проблемы деятельности региональных академических оперных театров. Кроме банальных финансовых проблем, там часто нет особого желания развиваться, между тем как театрам необходим какой-то импульс. Потому что главный враг оперы – рутина. 

ПФ А исполнители должны присутствовать на подобных форумах?

ТЛ Очень даже должны! Также, я думаю, должны присутствовать и руководители театров. Почему? Смотрите: мы бодро говорим, что опера не умерла (и конференция тому подтверждение), что она процветает, живет, развивается. Но далеко не все наши региональные театры могут похвастаться такими проектами, какие делают, например, в Перми. Многие театры почтенного возраста существуют внешне вполне благополучно – а на самом деле в них много академической мертвечины. И возникает вопрос: все-таки жива опера или нет? Думаю, руководители театров многое бы получили от присутствия и от прослушивания докладов на таких конференциях. 

ПФ И все же вернусь к исполнителям: по их мнению, научные конференции совершенно бесполезны. Что бы Вы ответили певцам на это? 

ТЛ Я считаю, что чем больше исполнитель знает, тем лучше для него. В современных театральных буклетах к спектаклям можно прочесть очень многое: от истории костюма до первоисточников либретто. И чем больше зритель погружается в этот материал, тем интереснее ему смотреть оперу. Ясно, что такое погружение необходимо и исполнителю – для того чтобы его интерпретация стала интереснее, глубже, богаче. Знание еще никогда никому не мешало. 

ПФ В чем польза форума для его участников – помимо собственно выступления, представления своих исследований?   

ТЛ Во-первых, такие масштабные конференции случаются не так часто – и многие, конечно, ценят именно возможность личных встреч с коллегами. Во-вторых, данная конференция – междисциплинарная: тут много театроведов, искусствоведов, филологов, философов, музыковедов. Они знакомились, общались, обменивались профессиональными мнениями, и это очень здорово. Сборники сборниками, а живая речь и общение – это другое. Несмотря на плотный график форума, находилось время и для вопросов, обсуждений, иногда возникали дискуссии. 

ПФ Насколько важны междисциплинарные переклички? 

ТЛ Безусловно, очень важны: опера – жанр синтетический, сама ее природа к этому взывает. Ясно, что надо рассматривать сочинения с точки зрения либретто, проблемы переводов, режиссуры, сценографии. Через оперу мы можем увидеть историю. Именно синтетическая природа оперного жанра помогает осветить большой объем мировой культуры на протяжении нескольких веков. Думаю, что можно даже немного перефразировать название этой конференции: «Мировая музыкальная культура сквозь призму оперы».

ПФ На форуме Вы выступили с докладом «”Игроки” Шостаковича как опыт литературной оперы». Почему обратились к этой теме? 

ТЛ С одной из моих студенток мы писали работу, посвященную опере «Лолита» Р. Щедрина по роману В. Набокова. Это яркий пример того, как мощный литературный первоисточник начинает влиять на оперное сочинение на разных уровнях, в том числе на уровне либретто. Часто бывает, что в процессе работы над студенческим дипломом педагогу самому становится интересно заняться той или иной проблемой. В данном случае – проблемой литературной оперы: сочинений, написанных на неизмененный, подлинный текст первоисточника. И мне показалось, что интересно будет рассказать о неоконченной опере Шостаковича – «Игроки». Есть разные версии причин, по которым композитор оборвал работу над этим сочинением. Превалирует, пожалуй, точка зрения о том, что именно осознание утопичности замысла – написать оперу целиком по гоголевскому тексту, не меняя в нем ни слова, – привело Шостаковича к решению прекратить работу над сочинением. Тем более, что сам композитор опасался его чрезмерной затянутости. 

ПФ Но в докладе Вы говорили и о других причинах прекращения работы Шостаковича над «Игроками».

ТЛ Думаю, что за словами Шостаковича «пишу нереальную оперу» могли скрываться и другие мотивы, а именно – неверие автора в сценическую жизнь своих произведений после психологической травмы 1936 года. Последствия этой травмы оказались необратимыми, чему свидетельством стало большое число задуманных, но так и неосуществленных проектов. Среди них – и опыт литературной оперы, каковой должны были стать «Игроки».

ПФ И напоследок: что Вы хотели бы пожелать молодым исследователям оперы и организаторам нашего оперного форума? 

ТЛ Я слышала много выступлений молодых аспирантов, студентов – и очень приятно, что круг ученых, занимающихся оперой, расширяется. Желаю им успехов в этом деле. И, конечно, желаю дальнейших успехов организаторам конференции, которые осуществили этот гигантский проект на высоком уровне. Благодарю и надеюсь на дальнейшее взаимодействие! 

Фото: http://unioncomposers.ru/public/composer/68.jpg