В последний день зимы в концертном зале «Зарядье» совсем новенький орган французской фирмы Mühleisen не замолкал 24 часа под руками 24 русских и зарубежных органистов, что стало рекордом по длительности органных концертов в истории человечества! Около 20 тысяч человек смогли посмотреть на короля инструментов, но расслышать его речь сумел не каждый. 

Тимур Халиуллин

Многие знатоки органного искусства говорят, что инаугурация органа – событие, которое проходит чуть ли не раз в сто лет. Но в Москве не такая уж это и редкость. Например, в 2004 году был представлен немецкий орган Дома Музыки, который, кстати, не уступил первенство в количестве регистров собрату из «Зарядья». А вот по многообразию возможностей, качеству и богатству звучания француз явно выигрывает. И не только у немца.

От всех своих столичных собратьев орган отличается наличием у него так называемых электронных мозгов. Звучание каждого регистра можно настраивать, смешивать с другими, создавать новые неповторимые комбинации, затем сохранять в памяти органа и искусно применять их в том или ином произведении. В этом Mühleisen-орган – настоящий уникум! 

Орган проектировался вместе с концертным залом «Зарядье» и по максимуму учитывает неординарные параметры зала: его акустику, модерновую пластичную архитектуру, заранее была сконструирована специальная ниша, которую впоследствии назвали «органным домом». 

Инструмент создавался сразу двумя старейшими французскими органостроительными фирмами: Daniel Kern и Mühleisen – опять же беспрецедентный случай.

Ну и внешний вид короля удивляет. Нет, как это обычно бывает, визуального давления барочных фасадов. Он словно айсберг, видимая часть которого составляет всего десятую долю подлинного размера. Снаружи – 135 труб. Их причудливая комбинация напоминает то ли две перекрещенные рыбки, то ли некую волнообразную космическую материю, на что намекает и консоль, внешне похожая на борт межгалактического корабля. Издалека панорама с двумя органными консолями под определённым светом похожа на человеческое лицо – выдержан стиль модерн. За стеной, на четырёх этажах «органного дома» спрятано 5737 труб; длина самой большой – около шести метров, самой маленькой – 8 миллиметров. А вес этого симпатичного монстра составляет 22 тонны! 

Один из важнейших навыков любого профессионального органиста – умение быстро адаптироваться к новому инструменту, ведь каждый орган уникален. А консоль органа Mühleisen имеет непривычное строение. Никаких громоздких выдвигающихся «рукояток-морковок»: чтобы поменять регистр, здесь достаточно нажать на маленькую кнопочку. Некоторые участники концерта признавались, что привыкание к этому ноу-хау вызвало у них некоторые трудности, хотя на репетициях сам месье Патрик Арманд (главный мастер фирмы Mühleisen) помогал органистам разобраться с новым устройством. 

Лучшие органисты мира исполняли программы, включавшие произведения всех музыкальных эпох и жанров, вплоть до переложений саундтреков из современных художественных фильмов (некоторым зрителям посчастливилось войти в зал под звуки «Имперского марша» из «Звёздных войн». Как говорится, почувствуй себя злодеем!). 

Оливье Латри и Шин-Янг Ли

Концерт длиною в сутки стартовал ровно в 00:00. Главный органист и хранитель органа «Зарядья» Лада Лабзина открыла длинный путь посвящения короля инструментов Пассакалией И. фон Керля. Начинать торжество тихой, строгой композицией может показаться подозрительным. Но такой ход не был случайностью. Перед входом в зал в мрачноватой обстановке гиды (представители московских музыкальных и театральных вузов) рассказывали зрителям об истории создания органа, а затем провожали туда, где происходило волшебное таинство. Пассакалья в данном случае стала идеальным фоном для рассказа. А вот на сцену зрители выходили уже под звуки традиционной для органной инаугурации Токкаты и Фуги ре минор И. Баха.

На сцене вибрации мощных труб иногда создавали ощущение землетрясения вокруг и даже внутри самого человека. Подобного эффекта может достигать только орган! Неспешно друг за другом люди проходили по лабиринту из разложенных нот органных сочинений, мимо мигающих в такт музыке лампочек, восхищались причудливыми картинами на стенах зала и снимали-снимали-снимали происходящее на телефоны. Автор этой иммерсивной инсталляции с эффектом погружения – режиссёр Даниэле Финци Паска. По его словам, такой формат помог зрителю, слушателю увидеть обычно недоступные вещи (например, органиста на расстоянии вытянутой руки), услышать музыку по-новому, со сцены – так, как её слышат музыканты.

Сеансы каждой группы длились по десять минут, поэтому, насмотревшись на красоту и даже ощутив её на себе, зрители двигались дальше, приближаясь к главному создателю великолепия – органисту. Мы привыкли видеть его в лучшем случае со спины, а в Зарядье можно было рассмотреть виртуоза, умеющего играть гаммы руками и ногами, вблизи. При желании можно было даже дотронуться до исполнителя или сделать с ним селфи. 

Всё это действо больше напоминало аттракцион или экскурсию в музее современного искусства. Исполнители походили на живые экспонаты или цирковых зверушек, на которых пришли поглазеть, ну может, совсем чуть-чуть послушать. Цель такого концерта, по словам организаторов – продемонстрировать публике все возможности, регистры, краски органа. За сутки это, действительно, получилось (хотя некоторые органисты хитрили и играли выученную пятнадцатиминутную программу по несколько раз, что вызывало недоумение у тех исполнителей, которые до этого не додумались). Но зритель, попадавший в зал всего на десять минут, успевал прослушать максимум два разноплановых сочинения, в которых практически не было никакого разнообразия красок, жанров и стилей. Кому-то и одно сочинение доставалось, если звучал, например, тринадцатиминутный BACH Ф. Листа. Конечно, там хватает разнообразия, но стиль один – романтический. 

Больше повезло тем, кто попал на завершение двадцатичетырёхчасового марафона, когда выступал органист Нотр-Дам де Пари – Оливье Латри. На «бис» он исполнил две импровизации на русские темы: из «Подмосковных вечеров» и «Танца с саблями» А. Хачатуряна, развернув в них и драматизм Баха с Листом. Послушать блистательный финал пришли не только очередная «делегация» зрителей, но и весь персонал «Зарядья», героически отработавший такую длинную смену, а также выступавшие органисты и организаторы мероприятия.

Бурные овации, конечно, предназначались не только музыканту, но и органу, который под вечер всё-таки устал и около 19:00 даже немного расстроился. Спасибо его дорогому родителю месье Патрику: он не оставил своё дитя в беде и всего за три минуты до входа очередной группы людей «подлечил» нового короля.

Фото: Владислава Власова