Мир искусства, к сожалению, еще долго будет вспоминать сезон 2019-2020. Ненавистные слова: пандемия, карантин, ограничения, перчаточно-масочный режим, – и жизнь в состоянии неизвестности и ожидания. Может быть, это и несправедливо по отношению к другим профессиям, но людям культуры и искусства в условиях карантинных ограничений выживать было намного сложнее, чем всем остальным. Спектакли, концерты, фестивали – на всех сайтах красовались таблички «Отмена/перенос в связи с COVID-19». Минувшим летом ситуация стала немного лучше: добропорядочные граждане стали робко выходить из своих домов, а всевозможные заведения сервиса и общепита открыли свои двери. Почти все театры и концертные залы продолжали оставаться недоступными, однако, преданных поклонников искусства не лишили возможности посетить (в том числе и офлайн) несколько музыкальных фестивалей.
Символами возрождения прежней жизни стали два крупнейших фестиваля. Легендарный Зальцбургский в этом году отметил свое столетие. Юбилей получился не столь грандиозным, как планировалось, однако уже сам факт проведения фестиваля офлайн стал поводом для радости. Программа была сильно сокращена, а зрителям пришлось думать о соблюдении правил безопасности больше, чем о событиях, происходящих на сцене.
Российская публика спустя три месяца онлайн-жизни наконец-то смогла насладиться музыкой в реальности: лето 2020 началось с открытия одного из самых ожидаемых событий – фестиваля «Звезды белых ночей». Несмотря на то, что на сайте музыкального форума было заявлено о его переносе, с 20 июня по 6 сентября в Мариинском театре музыканты вопреки всему представили основную часть запланированной программы.
В России этим летом, несмотря на пандемию, прошли и другие фестивали, и, что особенно ценно, не в цифровом пространстве. 29 июля открылся Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес» в Севастополе. В программе балетного отделения публике представили «Кармен-сюиту», а оперного – фрагменты из сочинений русских и зарубежных композиторов. В этот раз афиша оставалась неизменной на протяжении всех пяти дней, а на сцене выступали артисты только Большого театра. В Клину состоялся VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского. С учетом всех новых требований в концертном зале не могло быть больше 600 зрителей. Те, кто опасались мест массового скопления людей, смотрели трансляции прямо из дома.
Жители Европы этим летом тоже получили возможность приобщиться к миру искусства в «живом формате». Со 2 по 11 июля в маленькой австрийской деревушке прошел 39-ый Фестиваль камерной музыки, ставший первым музыкальным событием в Австрии после трехмесячной изоляции. А в августе в итальянском городе Пезаро состоялся традиционный оперный фестиваль Россини. Организаторам пришлось сократить программу, что, впрочем, в этом сезоне уже не воспринималось как нечто неожиданное. Несколько сложнее пришлось организаторам фестиваля «Ключ от дверей», который прошел на Луаре. «Идеология фестиваля – в его коммуникативности, в стремлении организаторов разрушить барьер между сценой и залом, вовлечь зрителя в действо, творимое артистами. Поэтому тут поощряют общение с залом, непринужденные комментарии…» – это слова из рецензии Евгении Кривицкой, которая была опубликована в «Музыкальной жизни» год назад. Сегодня же барьеры между сценой и залом, как и барьеры между теми, кто в зале, выстраиваются с особым старанием.
Довольно быстро и легко новые правила жизни приняла современная музыка. Два фестиваля прошли в формате онлайн: первый интернет-фестиваль сайта Stravinsky.online «Диалоги «Стравинского» и проект центра reMusic.org «Санкт-Петербургский фестиваль новой музыки». Трансляции лекций, воркшопов, творческих встреч, премьеры сочинений современных композиторов на сайте reMusic.org и даже ZOOM-вечеринка с командой сайта Stravinsky.online – новая музыка в период самоизоляции открыла для себя новые возможности и совсем не заметила ограничений.
В июне завершился цикл онлайн-воркшопов «По нотам» в рамках проекта Gnesin Contemporary Music Week. Увлекательные беседы проходили в полюбившемся всем ZOOMе. «По старинке» – без перемещения в интернет – прошел Исполнительский практикум МАСМ в июле, а в августе состоялись традиционные Композиторские читки. Фестиваль современной музыки «Randspiele» в Цепернике (пригород Берлина) тоже оказался реальным, хотя организаторы вынуждены были отдать предпочтение партитурам исключительно для маленьких составов.
Сегодня состояние ожидания и неизвестности стало уже привычным, но это не мешает музыкантам строить планы на будущее, хотя бы на самое ближайшее. Уже сейчас идут концерты в рамках Транссибирского арт-фестиваля, приостановленного пандемией. 16 октября откроется XV Фестиваль современного искусства «Территория». С 27 сентября по 9 ноября пройдет Пятый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», а с 17 по 21 ноября в Московской филармонии состоится Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство».
Состоится и ожидаемый гнесинцами проект Gnesin Contemporary Music Week. Открытие запланировано на 14 октября. На сайте проекта уже опубликована предварительная программа и открыта регистрация на события. Хочется верить, что всем этим планам все-таки суждено сбыться.
Фото: https://www.colta.ru/articles/music_classic/25094-zaltsburgskiy-festival-2020-yubiley-covid