Третий день Международной научной конференции «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ» открылся одновременно двумя секциями: в Шуваловской гостиной говорили об отечественной истории музыки, а в конференц-зале – о творчестве Пауля Хиндемита. Каждое из заседаний было представлено интереснейшими сообщениями, поэтому выбирать слушателям было непросто.
В Музыкальной гостиной дома Шуваловой заседание вел кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИЦ «Московская консерватория» Григорий Анатольевич Моисеев. А его доклад был посвящен истории взаимоотношений композитора, пианиста, основателя первой русской консерватории Антона Рубинштейна и великого князя Константина Николаевича.
Большая часть выступлений этой секции прошла онлайн. Кандидат искусствоведения, проректор по учебной работе РАМ имени Гнесиных Святослав Сергеевич Голубенко, основываясь в том числе на архивных материалах, рассказал о Московской консерватории и народном ополчении 1941 года. Свою роль здесь сыграл архив Гнесинской академии, который примечателен не столько количеством и сохранностью материалов, сколько тем, насколько подробными и содержательными были личные дела учащихся и педагогов того времени.
В завершение выступил Анатолий Моисеевич Цукер, доктор искусствоведения, профессор Ростовской консерватории имени Рахманинова. В своем докладе «Массовая музыка в поисках автора» он проводил параллели между образцами классики и современных популярных жанров. Анатолий Моисеевич высказал также мысль о том, что современная музыка – это, в большей степени, музыка не авторства, а аранжировки.
Идея создания секции «ТВОРЧЕСТВО ПАУЛЯ ХИНДЕМИТА: К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА» принадлежала Андрею Павловичу Горецкому – студенту 3 курса, председателю Студенческого научно-творческого общества РАМ имени Гнесиных. Основная часть докладчиков этой секции – молодые преподаватели, студенты и аспиранты, что и позволило назвать ее молодежной. Выступления участников были преимущественно очными.
Открыло секцию сообщение «Оркестровое письмо Пауля Хиндемита в свете эволюции его композиторских воззрений». Его автор, доцент кафедры композиции и инструментовки РАМ Петр Александрович Климов, рассказал о своей концепции двух генеральных и одного побочного вида оркестровки.
Алексей Николаевич Вакер – преподаватель, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения РАМ имени Гнесиных, проанализировал проявления неоклассического стиля в двух сочинениях Хиндемита для фортепиано с оркестром 1920-х годов: Klaviermusik mit Orchester op.29 и Kammermusik op. 36 №1.
Андрей Горецкий выступил с докладом «Работа с текстом в вокальных и хоровых пассакалиях Пауля Хиндемита» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.Л. Гервер). Ключевой тезис молодого музыковеда заключался в том, что в двух своих хоровых пассакалиях Хиндемит работает с текстом практически как с музыкальным материалом: делает перестановки (инверсии, ракоходы и т.д.) и комбинирует элементы, и все это – в рамках полиостинатной формы.
Фото: Владислава Власова