В Санкт-Петербурге намечается «ударная» неделя: с 21 по 28 ноября здесь пройдет VII Международный конкурс-фестиваль ударных инструментов, мажореток и маршевых оркестров “Drum Wave”.  

Руководители PercaRUS Group – Михаил Путков и Владимир Терехов – рассказали о том, как складываются отношения между конкурсантами и членами жюри, зачем участники “Drum Wave” играют максимально сложные произведения и почему исполнять собственные сочинения – это благородный риск.

«Drum Wave» пройдет уже в седьмой раз, и вы вновь будете в составе жюри. Каким будет нынешний конкурс?

Владимир Терехов: Мы ждем интенсивной работы, новых знакомств, встреч со старыми друзьями, например, с худруком фестиваля Павлом Степановым.

Михаил Путков: Надеемся увидеть всех членов жюри в добром здравии, многие из них должны приехать из-за рубежа. Например, в этом году из Донецкой и Луганской Народных Республик прибудут Владимир Филатов и Игорь Баталов. Преподаватели, героически выполняющие свою миссию, несмотря на все инциденты и конфликты, которые там происходят. Это настоящий героизм –  заниматься творчеством в условиях непрекращающихся военных действий.

Будет много интересных музыкантов из Питера. Например, литаврист из Мариинского театра Федор Хандриков, а также исполнитель на этнической перкуссии Денис Кучеров. Это знаковые имена для отечественного перкуссионного исполнительства.

Каковы основные плюсы и минусы конкурсов подобного формата?

Михаил Путков: У массовых перкуссионных проектов есть положительные и отрицательные стороны: из плюсов – это, безусловно, популяризация искусства игры на ударных инструментах, но зачастую им сопутствует некоторая профанация и примитивизация исполнительского искусства. В мероприятиях, о которых идет речь, часто допускается участие музыкантов-любителей, и иногда и людей, имеющих к музыке довольно косвенное отношение, «для массовости». Но конкурсу Drum Wave, благодаря работе таких серьезных музыкантов, как худрук конкурса, Павел Степанов, удается держать достаточно высокую профессиональную планку.

В прошлый раз на «Drum Wave» были недоработки по организационным и творческим моментам. Из-за отсутствия обязательных сочинений и списка произведений по выбору на первом туре конкурса, разница в уровне сложности исполняемых произведений оказалась слишком большой, как и разница в возрасте участников младшей группы категорий «Маримба» и «Вибрафон», что затрудняло оценивание конкурсантов членами жюри и привело к необходимости учреждения специальных призов для младших участников.

Владимир Терехов:  Мы даже настаивали на корректировке обязательной программы во всех категориях. То есть сделать так, как это, например, происходит на конкурсах «TROMP» или «ARD»: там существует определенный, но обширный список произведений.

В этом году в нескольких номинациях «Drum Wave» необходимо исполнять произведения из списка обязательной программы, однако для участников других групп предоставляется свободный выбор пьес. Почему для одних теперь предусмотрена обязательная программа, для других –  свободная?

Владимир Терехов: Обязательная программа актуальна не всегда и не для всех инструментов. Например, у ударной установки своя специфика: все играют на одинаковой ударной установке под разные фонограммы-«минусовки». Когда звучит «минус», то сразу видно, насколько исполнитель совпадает с ним: как подчеркивает ритмический контур, который создается басом, электрогитарой, соло и др., как понимает структуру этого «минуса».

Михаил Путков: Думаю, еще одна важная причина возникновения свободной программы – привлечение большего количества участвующих, взносы которых формируют призовой фонд и дают возможность пригласить на конкурс зарубежных членов жюри. С одной стороны, это меркантильное соображение, но с другой – это творческая мотивация: объединить на фестивале как можно больше исполнителей и дать им возможность проявить себя.

Существует ли «набор» произведений, которые часто исполняют те, кому предоставлена свобода выбора?

Владимир Терехов: Конечно. Среди ударников существует мода на произведения, и часто диктуют ее преподаватели: эта мода становится своего рода образцом, лакмусовой бумажкой, по которой определяется искусство владения инструментами.

Как правило, люди стремятся исполнять максимально сложные произведения, которые среди профессионалов считаются «топовыми».

Михаил Путков: Часто, конкурсанты знакомятся с «модными» произведениями по спискам различных конкурсов и организаций. Например, на сайте итальянского конкурса Italy PAS имеется репертуарный список для каждой категории. Я часто рекомендую своим студентам просмотреть этот обновляемый список, прослушать произведения на Youtube и выбрать что-нибудь понравившееся. Есть и другой подход – искать новые произведения, которые ранее не исполнялись в России, и, так сказать, «нести их в массы». Когда на отечественных конкурсах, например, впервые появились произведения «Niflheim» и «Lemuria» Csaba Zoltan Marjan  — безусловно, это привлекло внимание: их было интересно послушать, даже захотелось с кем-то из своих студентов разобрать и исполнить эти композиции. Естественно, произведения сложные, но не затерты «до дыр». Это не «Илиаш» Н. Живковича, который исполняется регулярно, у всех на слуху, и редко можно услышать новую, свежую, самобытную интерпретацию.

Бывали ли случаи, когда конкурсанты показывали собственные произведения на «Drum Wave»?

Михаил Путков: Однажды в Италии исполнитель из Украины, с которым я вместе участвовал на конкурсе, весьма успешно исполнил собственное произведение в финальном туре.

Владимир Терехов: Или участница из Турции на конкурсе «Drumtime». В конце тура она исполнила свое сочинение. Конечно, это всегда приятно, когда автор играет собственное произведение. Другое дело, что это накладывает определенную ответственность, потому что есть композиторы, которые на этом, грубо говоря, «собаку съели». Они знают, как на инструменте работают различные приемы, как лучше сочинять, в какой форме, какими изобразительными средствами. Как правило, исполнители, несмотря на то, что чувствуют, как «работает» произведение, затрудняются сделать что-то свое.

Михаил Путков: Часто для ударных инструментов музыку пишут известные исполнители, перкуссионисты, поэтому исполнение своего сочинения на конкурсе накладывает двойную ответственность: первое – на исполнителя, — сделать так, чтобы это понравилось публике; второе – на композитора, потому что в этом отношении ты уже соревнуешься с произведениями того же Живковича, Кэйко Абэ, Эммануэля Сежурне и других именитых композиторов.

Владимир Терехов: Благородный риск.

«Контингент» участвующих в конкурсе весьма разношерстен: здесь и группы до 15 лет, и от 36 и старше. У каждой – свой уровень. Есть что-то, что объединяет всех конкурсантов?

Михаил Путков: Думаю, во-первых, это желание играть на ударных инструментах, соревновательность. Во-вторых, – желание показать себя, реализовать свои амбиции, узнать мнения членов жюри о своей игре и поучаствовать в мастер-классах, послушать концерты.

Владимир Терехов: Также их связывает общая школа. Например, в прошлом году в категории «Литавры» выступали студенты Федора Хандрикова. У них был примерно одинаковый выбор программы – этюд и оркестровое произведение. Кроме того их объединял подход к звукоизвлечению, постановке рук и пр.

Часто участвующих объединяет репертуар. Безусловно, будет разниться исполнение произведений, напрямую связанное с личными и профессиональными качествами выступающих, с их школой.

Примут ли участие на «Drum Wave» ваши ученики?

Михаил Путков: У меня на «Drum Wave» поедут ученики из Школы им. Гнесиных, и даже мой выпускник из РАМ имени Гнесиных, Матео Ривас. Он теперь артист нашей команды PercaRUS Group, и мы за него тоже будем болеть. Но это никоим образом не отразится на нашем судействе. Мы стараемся быть беспристрастными, никакого «междусобойчика». К тому же, мы не имеем права голосовать за своих учеников.

Одна из 12 номинаций конкурса — «Учитель-ученик». Приходилось ли вам участвовать в ней в прошлом году, или, может, планируете в этом?

Владимир Терехов: Эта категория весьма деликатная. Все преподаватели, которые участвуют, — наши коллеги. Я считаю, что в какой-то момент совершенно некорректно обсуждать их выступление, это субъективный момент. Возможно, в этой категории стоит обсуждать не то, как играли индивидуально, а как это звучит в ансамбле, и с упором на учеников: как получается ансамбль вместе с преподавателем, как они друг друга понимают, как ученик понимает своего преподавателя, какие идеи вложены и др.

Михаил Путков: Для преподавателей это хороший способ показать себя и вдохновить студента, с которым он играет. Но мы в таких категориях не участвовали: либо выступали ансамбли учеников, либо мы с Владимиром в дуэте.

А что сыграете вы на концерте-открытии «Drum Wave»?

Михаил Путков: Думаю, в этом году у каждого члена жюри также будет определенный сет по 20 минут, но здесь актуален вопрос по поводу проведения массовых мероприятий. Для нас главное – какие инструменты нам могут предоставить, потому что репертуар мы держим в руках достаточно широкий и разнообразный. Например, если будут две маримбы, то мы бы хотели исполнить произведение «Blue Motion». Это сочинение еще не звучало на этом конкурсе, поэтому конкурсантам его было бы интересно послушать.

Владимир Терехов: Еще интересно сделать какой-нибудь ансамбль с нашими коллегами из жюри.

Помимо выступлений конкурсантов, в рамках «Drum Wave» пройдут и мастер-классы. Что вы планируете показать на своих занятиях?

Владимир Терехов: Поделиться идеями с теми, кто не прошел в следующий тур. Темы, которые затрагиваются на мастер-классе, нацелены на то, чтобы повысить уровень исполнительского мастерства.

Михаил Путков: Мастер-класс — концентрация мыслительной и творческой энергии. Мы регулярно проводим мастер-классы самого широкого тематического спектра, и некоторые из них были посвящены техническим аспектам исполнения на инструментах, постановках Бёртона или Стивенса (Массера), на других мы обсуждали подготовку к концертным выступлениям, особенности сценического ощущения. Нам хочется пожелать всем участникам получить максимум положительных эмоций и опыта, а также постараться максимально раскрыть художественный замысел исполняемых произведений и не допускать во время выступления лишний мыслей, не связанных с исполняемой музыкой.


Фото: Юлия Винделанд