25 декабря состоится концерт к пятилетию арт-проекта «Площадка». Алёна Емельяненко поговорила с автором проекта – Анной Пак – и узнала, как будет проходить концерт, когда Анна начала сочинять музыку и почему она не считает себя композитором.

– В каком формате будет проходить этот концерт?

– Он пройдет почти без публики – мы будем играть друг для друга, для небольшого числа приглашенных. Концерт – это еще и повод встретиться со студентами и с выпускниками, с которыми мы не связаны по работе, но связаны человечески, творчески. К тому же на арт-площадке можно показать свои творческие эксперименты.

– А когда Вы начали «экспериментировать» с сочинением музыки?

– Сочинять я начала несколько лет назад. Моя работа требовала, в частности, навыков владения фортепианной аранжировкой, подбора на слух мелодий. Например, это требовалось в Щукинском театральном институте, где я работала концертмейстером и играла разную музыку, в разных стилях: все подряд, без нот, а значит, приходилось что-то «снимать»… Сначала я аранжировала чужие мелодии, а потом – собственные.

– Вы помните свое первое произведение?

– Да, это фантазия на тему пьесы Шумана «Грезы», с которой я сделала всё, что могла на тот момент (смеется). Я исполнила эту фантазию на концерте преподавателей нашей кафедры, и ее хорошо приняли, одобрили. После этого я решила использовать каждый такой концерт как повод, как стимул сочинить новую вещь. Так и затянуло. И стало интересно.

Свои сочинения я никогда не записываю нотами: все идет от рук. Конечно большое значение имеет форма произведения. Еще в консерватории мой профессор, Наум Львович Штаркман, очень много внимания уделял именно форме, и как эту форму подчеркнуть исполнительскими средствами.

То есть вся Ваша музыка – «в голове»?

– У меня есть единственная вещь, записанная нотами – Фантазия на литовскую тему, которую необходимо было зафиксировать для публикации в пособии. Позднее я стала делать аранжировки для разных составов. Всем исполнителям выписываю партии, поскольку они же не знают, что у меня в голове. Без нот играю я и ударник – мы решаем на репетиции, в каком стиле ему необходимо играть.

Меня приводит в восторг все, что связано с импровизацией и аранжировкой – это такая свобода! Полная свобода владения инструментом и материалом.

– Вашу музыку нельзя отнести к какому-то определенному течению. С чем связана эта распыленность?

– Думаю, это связано с музыкой, которую я слушала, и фортепианной аранжировкой. Аранжировка предполагает владение разными стилями, это можно сравнить с работой на кухне: один продукт можно приготовить разными способами, по-разному подать, сервировать стол и так далее. 

– В каком стиле Вам сложнее работать?

– Трудно сказать. Наверное, самый непростой стиль – все-таки джаз, потому что там своя специфика, и этим нужно серьезно заниматься. У меня есть некоторые эпизоды в стиле «а-ля джаз», где я использую некоторые джазовые приемы. Но у меня нет задачи написать джазовое сочинение, в музыке я иду, скорее, от образа, а не от стиля.

«Ощущаю себя музыкантом, а не композитором»

YouTube player

– Я слышала запись Вашего произведения в стиле классического кроссовера: Вы объединили песню группы Queen «The Show Must Go On» и арию альта из оратории «Страсти по Матфею». Почему соединили именно их? Вы хотели показать, что Бах и Меркьюри – гении, пусть и работавшие в разных стилях?

– Какой-то особой цели у меня не было. Мне просто нравятся эти темы. Они написаны в одной тональности – си минор. Мне захотелось сыграть обе эти темы, и я их объединила одним ритмом, выстроив драматургию по принципу постепенного динамического нарастания.

Больше подобных экспериментов не проводили?

У меня есть еще фантазия на тему Баха. Его Сарабанду из до минорной Французской сюиты я поместила в разные стили: сначала показываю в эстрадном варианте, затем – в романтическом. Баха сложно испортить чем-то. Поэтому его можно в любой стиль вписать.

– Как композитор нашего времени, ощущаете ли Вы себя частью композиторского процесса? Взаимодействуете ли с другими композиторами и сообществами?

– Я ощущаю себя музыкантом, а не композитором. Композитором для профессионалов является человек, имеющий соответствующий диплом. Для непрофессионалов – это человек, сочиняющий музыку. Думаю, нейтральное и никого не задевающее понятие – «автор». Меня вполне устраивает «автор музыки». Но приятнее и достойнее быть «музыкантом» в широком смысле слова. Музыкант – не тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте или при помощи музыки зарабатывает себе на жизнь, а тот, кто мыслит звуковыми образами.

Что касается взаимодействия с кем-либо, я взаимодействую прежде всего с теми, кто мне интересен как личность, кто симпатичен мне по-человечески. Среди этих людей попадаются и композиторы тоже. В сообществах не состою.

– У Вас есть студенты, увлекающиеся сочинением музыки? Делятся ли они с Вами своими наработками/эскизами, просят ли совета?

– Конечно. Есть студенты-композиторы, для которых это специальность. Мы беседуем на разные темы. Есть ребята, которые сочиняют, либо что-то аранжируют, либо поют и подбирают аккомпанемент. Несколько моих студентов с кафедры эстрадно-джазового пения пишут свои песни.

Задают разные вопросы: кому-то нужна помощь с аккомпанементом, кто-то обращается с вопросом по поводу фактуры, ну и конечно советуются в плане исполнения своих произведений. Так или иначе процесс идет. С моими бывшими студентами тоже не теряем контакта.

– Считаете ли Вы себя успешным музыкантом?

– Смотря что вкладывать в это понятие. Я не мыслю такими категориями. Мне сейчас малоинтересна внешняя сторона процесса – все что касается «раскрутки», «позиционирования», количества публики, аплодисментов и прочее.

Гораздо важнее творческий процесс, внутренняя гармония и свобода, в том числе –  от чужого мнения и внешнего успеха. Вообще, если вдуматься, «успешный музыкант» – узкое и ограниченное понятие. Надо стремиться быть творческой, независимой личностью, а также – хорошим, порядочным человеком. А музыкант вы при этом или нет, «успешный» или не очень – не так важно! Мне так видится на данном этапе. 

Что касается отклика у публики, то он конечно всегда есть, но, повторяю, дело не в нем.


Фото: личный архив Анны Пак