В мае прошла премьера “Служанки-госпожи” Перголези в Концертном Центре “ЗИЛ”.
Знаменитую интермедию Перголези впервые поставили в России еще в середине XVIII века, и уже два с половиной века она не сходит со сцены. Бесхитростная история о ловкой служанке Серпине, уловками заставившей жениться на себе богатого Уберто, состоит из набора простых условностей. “Служанка-госпожа” ― эталон комической оперы.
Постановка в КЦ ЗИЛ ― дипломный спектакль режиссера Ирины Черепашенец. Она не пытается взглянуть на оперу с необычной точки зрения: напротив, постановка скорее классическая, хотя сидящий на сцене камерный оркестр и концертмейстер придают действу аутентичности (или указывают на весьма стесненное положение постановщиков).
К слову, оркестр ― Terra Incognita ― играл просто замечательно. Нельзя сказать “захватывающе”, скорее наоборот: игра оркестрантов будто ускользала от слуха, внимание зрителя отталкивалось от оркестра, как от невидимого магнита, и цеплялось за певцов. И это ни в коем случае нельзя ставить в укор: так и должен играть хороший аккомпаниатор.
Хорошее не закончилось в оркестре ― весьма недурно выступил Владимир Красов в роли Уберто. Крепкий бас-баритон с уверенной интонацией, понимающий, что, как и почему он должен спеть. Арии и дуэты прозвучали замечательно, но суховато: порой Красову не хватало музыкальной, и особенно актерской экспрессии. Речитативы у него ― почти драматический театр, большая часть их прозвучала очень эмоционально и убедительно, местами, где того требуют условности оперы-буффа, слегка наигранно. В целом оставил о себе прекрасное впечатление, и местами даже тянул действие.
Александра Карамян в роли Серпины, напротив, действие на себе не тянула. В ее исполнении Серпина, эта хитрая и скромная девушка, выглядела вульгарно, порой даже пошло. О ее вокале тоже нельзя сказать ничего хорошего: неустойчивый, слабый голос, к которому бонусом прилагается грязноватая интонация. Несмотря на дилетантизм, в большую часть нот она все-таки попала, а что-то сыграть хотя бы пыталась.
Если к главным героям оперы возникают претензии, то Веспоне ― Александр Эр в немой роли ― попал в десятку. Как настоящий слуга, он незаметно присутствовал на сцене, пока не наступало время его пантомимы. Она была не лишена традиционных для “Служанки-госпожи” условностей (что не проблема), но в остальном выглядела вполне убедительно.
Конечно, у постановщиков имелись весьма ограниченные ресурсы, и в этом свете многие недостатки становятся объяснимы, а, казалось бы, заурядные вещи превращаются в великолепные. Камерный оркестр, который к тому же довольно хорошо играет ― крайне ценное приобретение. А уж солисты ― какие достались. Конечно, результат не гениален, но с поправкой на ограниченность возможностей ― лучше, чем можно было ожидать.