12 сентября в Академии прошел мастер-класс итальянского пианиста Лоренцо Ди Белла: после события он поделился секретами своего мастерства.
Вы учились у советского пианиста Лазаря Бермана. Каким был его главный урок?
У меня был замечательный опыт ― я учился у него 5 лет. Я его обожаю. Понимаете, он был не просто музыкант, но Художник с большой буквы. Всё, абсолютно всё, что он делал, было на высочайшем художественном уровне… Он научил меня думать как художник: всегда рассказывать в музыке историю и нести поэзию в каждой ноте, в каждом движении на сцене.
Каждая нота должна петь! Фортепиано ― совершенно антимузыкальный инструмент, с ужасной ударной природой. И чтобы ее преодолеть, нужно мыслить вокальным кантабиле, как в традиции бельканто.
Конечно, техника тоже очень важна. И, например, мой учитель рассказывал, что в консерватории его даже называли «бермашина» за его потрясающую технику.
Чем молодые пианисты отличаются от музыкантов прошлого поколения?
Конечно, отличие есть. Дело в том, что мир сейчас совсем другой: он изменяется с невероятной скоростью, и каждые несколько лет складывается совершенно другая ситуация. Раньше мир был более устойчив, и такие изменения, которые сейчас проходят, скажем, за пять лет, занимали целых 20!
И молодые музыканты следуют за этими изменениями. Они постоянно адаптируются к новым обстоятельствам. Они очень талантливы, и иногда мне кажется, что у них гораздо лучше устроена голова. У молодежи замечательные взгляды не только на музыку ― на все вокруг. Но на самом деле мы все меняемся.
А вы играли с кем-то из русских музыкантов?
Не могу сказать, что я много играл с ними, но меня всегда вдохновляла русская музыкальная школа. Я встречался с Владимиром Ашкенази, и даже был на одной сцене с Рихтером! Правда, я всего лишь переворачивал страницы на трех его концертах, мне тогда было всего девятнадцать (смеется). Это был замечательный опыт! И, кажется, удачный старт моей карьеры!