12 сентября в Академии прошел мастер-класс итальянского пианиста Лоренцо Ди Белла: после события он поделился секретами своего мастерства.
Вы учились у советского пианиста Лазаря Бермана. Каким был его главный урок?
У меня был замечательный опыт ― я учился у него 5 лет. Я его обожаю. Понимаете, он был не просто музыкант, но Художник с большой буквы. Всё, абсолютно всё, что он делал, было на высочайшем художественном уровне… Он научил меня думать как художник: всегда рассказывать в музыке историю и нести поэзию в каждой ноте, в каждом движении на сцене.
Каждая нота должна петь! Фортепиано ― совершенно антимузыкальный инструмент, с ужасной ударной природой. И чтобы ее преодолеть, нужно мыслить вокальным кантабиле, как в традиции бельканто.
Конечно, техника тоже очень важна. И, например, мой учитель рассказывал, что в консерватории его даже называли «бермашина» за его потрясающую технику.
Чем молодые пианисты отличаются от музыкантов прошлого поколения?
Конечно, отличие есть. Дело в том, что мир сейчас совсем другой: он изменяется с невероятной скоростью, и каждые несколько лет складывается совершенно другая ситуация. Раньше мир был более устойчив, и такие изменения, которые сейчас проходят, скажем, за пять лет, занимали целых 20!
И молодые музыканты следуют за этими изменениями. Они постоянно адаптируются к новым обстоятельствам. Они очень талантливы, и иногда мне кажется, что у них гораздо лучше устроена голова. У молодежи замечательные взгляды не только на музыку ― на все вокруг. Но на самом деле мы все меняемся.
А вы играли с кем-то из русских музыкантов?
Не могу сказать, что я много играл с ними, но меня всегда вдохновляла русская музыкальная школа. Я встречался с Владимиром Ашкенази, и даже был на одной сцене с Рихтером! Правда, я всего лишь переворачивал страницы на трех его концертах, мне тогда было всего девятнадцать (смеется). Это был замечательный опыт! И, кажется, удачный старт моей карьеры!
Чтобы просмотреть все записи автора, нажмите на Archive