Недавно Мария Старобинец пообщалась со своим школьным педагогом по фортепиано, заслуженным работником культуры РФ – Еленой Евгеньевной Черкасовой, которая сыграла решающую роль в её музыкальной жизни. Педагог и бывшая ученица поговорили о творческом пути Елены Евгеньевны, традициях ее класса, пользе игры в ансамблях.

МС: Елена Евгеньевна, расскажите, когда Вы решили серьёзно заниматься музыкой? 

ЕЧ: Вопрос сложный. Я человек с очень широким спектором интересов: училась в физико-математической школе, кандидат в мастера спорта по волейболу и попутно шла музыкальная школа. В семье профессиональных музыкантов не было, но семья очень музыкальная: хорошо поющая, легко играющая на слух, на разных инструментов, но не более того. В музыкальное училище я поступила под давлением бабушки. Там началось более осознанное понимание, куда я попала и зачем. Так как по натуре я человек привыкший к лидерству и перфекционистка во всём, я должна была и там стать лучшей. Это потребовало очень серьёзного отношения к занятиям, которого в музыкальной школе не было априори.

МС: Мотивация была, когда Вы уже вошли в музыкальную среду?

ЕЧ: Я очень любила выступать. Это какой-то особый внутренний адреналин. Для меня погружение в этот мир приносило радость, так же, как, наверное, поглощение сладкого: конфет или шоколада.

МС: Елена Евгеньевна, в Вашем классе есть прекрасная традиция собирать выпускников и учеников перед Новым годом на классном концерте. Что для Вас значит эта традиция и как она зародилась?

ЕЧ: Все мы знаем, что обучение проходит в индивидуальной форме, один на один с ребёнком в классе. А как воспитать ребёнка в ощущении команды? Ведь оно очень важно: я хочу быть не как все, а я хочу быть вместе со всеми. Эту традицию я придумала сама, совершенно случайно. Сначала это были обыкновенные классные концерты, входящие в круг наших функциональных обязанностей, которые проводят все педагоги. Мне нужна была команда, и на примере старших, которые стали студентами училищ, нынешние ученики могли чему-то научиться. Так же для меня существует единственный яркий праздник, когда я верю в чудеса, верю в сказку, верю в то, что у меня в жизни будет ещё лучше, чем было – это Новый год. Поэтому и возникла такая идея: «Давайте поздравим друг друга?» Дети поздравляют меня музыкой, если хорошо играют, а я всегда готовлю для них подарки.

МС: Любовь к дуэтам появилась по этой же причине, объединяя учеников в команды? У вас ведь много учеников, которые играют в ансамблях.

ЕЧ: В училище мне повезло с педагогом. Я попала в класс Любови Александровны Брук, которая в те времена выступала с Марком Таймановым. Это был очень известный ленинградский дуэт. Они потрясающе играли вместе. Вот она (?)заразила. Мы выступали с подружкой ещё в музыкальной школе, потом в училище, в консерватории. Впоследствии играли и на телевидении, и в Большом зале консерватории. Любовь Александровна Брук была настолько этим увлечена, что её харизма и энергетика передались мне.  Дуэт – это ни с чем не сравнимое ощущение. Во-первых, многослойное звучание роялей плюс, опять-таки, команда, и, конечно, ощущение счастья – я на сцене!