25 октября прошел первый день Международной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры». Это мероприятие можно назвать знаковым. И не только потому, что с момента первого его проведения прошло 30 лет. Важно, что оно состоялось в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». 

Пленарное заседание началось с приветственного слова ведущей заседание доктора искусствоведения, проректора по научной работе Российской академии музыки имени Гнесиных Татьяны Ивановны Науменко. В частности, она отметила: «Я надеюсь, что это мероприятие откроет новые возможности для дальнейшего научного общения, новые темы, которыми мы будем заниматься». Также Татьяна Ивановна сказала, что содержание конференции во многом обусловлено тем, что подготовил каждый из трех научных центров, открывшихся в июне 2022 года: «Научно-творческий центр по изучению проблем музыкального театра», «Научно-творческий центр современной музыки», «Центр современных технологий в области науки, образования и педагогики». Внимание участников обратили и на то, что практически каждый день будут проходить концерты.

Татьяна Науменко. Фото: Анна Бобрик

Также участников поприветствовала кандидат педагогических наук, Президент Российской академии музыки имени Гнесиных Галина Васильевна Маяровская: «Мы продолжаем работать и расширяться, продолжаем общение, которое нам всем необходимо, уже 30 лет». Перед тем, как пожелать выступающим «удачи и радости общения», Галина Васильевна акцентировала внимание на том, что наука в Гнесинке уже давно тесно связана с творчеством. И их нельзя рассматривать друг без друга. 

В течение дня были представлены разные доклады, каждый из которых был по-своему интересен. Среди них можно выделить остроактуальную работу доктора культурологии, проректора по научно-исследовательской работе Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке Ирины Анатольевны Корсаковой «Цифрофизация музыкального образования: проблемы и перспективы». В нем докладчик рассмотрела все плюсы и минусы того, что можно назвать современным обучением в широком смысле. Вывод оказался однозначен: «главная задача педагога — формирование и развитие личности обучающегося, а также его профессиональное становление. Что-то меняется, а что-то останется вечным». 

Помимо докладов, связанных с обучением, были представлены работы, посвященные критике, музыке в пространстве VR/AR и даже популярному шоу «Евровидение». Юлия Владимировна Антипова в своем докладе проследила то, как из года в год менялись музыкальные выступления: от почти незаметной Марии Кац под псевдонимом «Юдифь» с песней «Вечный странник» до эпотажной Манижы. На протяжении тридцати лет велись поиски необходимого для шоу стиля, жанра, даже манеры.

Отметим, что многие выступления противоположны друг другу и по характеру исполнения, и по музыкальному содержанию. 

Елена Мироненко. Фото: Анна Бобрик

Огромный интерес вызвали доклады секции «Музыка в диалогах и действиях». Здесь представлены и работа доктора культурологии, кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Орловского государственного института культуры Веры Ивановны Юдиной, тема которой связана со 150-тилетием Леонида Андреева, и кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Российского национального музея музыки Ирины Викторовны Новиковой, рассказавшей о  стилистике сочинений Александра Чайковского, и доктора искусствоведения, научного и творческого руководителя кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова Анатолия Моисеевича Цукера «Генотип песенного жанра», и многие другие. 

День завершила «Игра в бисер» — интеллектуальное соревнование, позволяющее проверить свои знания. Напряженная борьба завершилась победой нескольких команд: «Стародубцева», «Оганова», «Хананова» и «Кожевникова». Им еще предстоит встретиться в финале, а нам — на следующем дне конференции «Музыкальная наука в контексте культуры».