В этом году Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова отмечает 130-летие. Одним из праздничных мероприятий стало выступление народного оркестра консерватории под руководством Кирилла Ершова в Большом зале Российской академии музыки имени Гнесиных.

Литавры и большой барабан, ксилофон и кастаньеты, тамбурин, колокольчики, вибрафон, колокола, гуиро, тарелки, флейта-пикколо — ожидаем ли мы увидеть все эти инструменты в студенческом народном оркестре?

Конечно, нет. Так же, как и услышать великолепное, почти симфоническое по звучанию, переложение трех номеров из «Жар-птицы» Игоря Стравинского, музыку Камиля Сен-Санса и Жоржа Бизе, Петра Чайковского и Артуро Маркеса. Разумеется, в эту яркую, эффектную программу вошли и традиционные для народного репертуара сочинения Георгия Шендерёва и Ивана Паницкого. Объединяли столь разные по характеру вещи ясность, прозрачность и чистота интонаций. Основой программы стали переложения, сделанные художественным руководителем и дирижером оркестра Кириллом Владимировичем Ершовым.

Кирилл Владимирович окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, затем — Саратовскую консерваторию и аспирантуру в ней. Стал профессором, преподает дирижирование и инструментовку, а с 2017 года руководит оркестром народных инструментов. Среди коллективов, с которыми работает Ершов, — Московский академический камерный оркестр Musica Viva, Волгоградский симфонический оркестр, коллективы Саратовской областной филармонии. Им сделаны записи музыки Бориса Чайковского, саундтреков к фильмам «Связь» (А. Смирнова, 2006 г.), «Отцы и дети» (А. Смирнова, 2008 г.), «Господа Головлёвы» (А. Ерофеева, 2010 г.).

Народный оркестр Ершова необычный: состав обогащен и медной группой, и большим разнообразием ударных инструментов, а студенты играют на высоком профессиональном уровне. Коллектив обновляется каждый год: приходят недавно поступившие студенты, уходят выпускники, — но уровень не падает.

«Кирилл Владимирович, какие впечатления у вас остались от гастролей?

От  поездки в Москву остались хорошие впечатления. Это выезд уже не первый: мы ездили в Москву, в Петербург, в Казань, в Саратовскую область. За ее пределами это уже четвертая крупная поездка. Ехали через Новомосковск, дали там мастер-класс в колледже, затем, уже в Москве, встретились с нашим хором и выступили.

Для некоторых студентов это была первая поездка в Москву?

Последний выезд в Москву у нас был до пандемии, в 2019 году. Студенты, которые тогда были на первом курсе, и магистранты застали более ранние гастроли. Но в этом году у нас пришло почти двадцать человек новых. Дети только поступили, и уже через месяц поехали в Москву.

Как при этом вам удается сохранять такой уровень?

Кнутом и пряником! Нет, конечно, нет. У меня на это скорее ответ, как в фильме «Полосатый рейс»: «Укрощены. Вот, хотите верьте, товарищи, хотите нет, укрощены лично мной!». У них выбора нет: уже скоро предстоит выступать на музыкальном марафоне в честь дня рождения консерватории. Вечером начинаются концерты и идут каждые час-полтора до следующего вечера, включая ночь и утро. Такой опыт уже был четыре года назад, в этот раз наш коллектив снова будет заканчивать марафон. Поэтому у нас идут интенсивные репетиции. Сегодня на одну из них зашел ректор, сказал добрые слова. Вот он говорит: «Слушайте Кирилла Владимировича, он передает вам свой опыт», а я думаю — какой же я опыт передаю, я же тут выступаю играющим тренером и даже скорее просто тренером. Не я опыт передаю, а им обеспечиваю условия, благодаря которым они приобретают свой необходимый опыт, для того чтобы потом, оказавшись в профессиональном оркестре, не пасовать, иметь какую-то опору. Ко мне иногда приходят выпускники, и говорят, что им очень это помогло».