21 ноября в Российской академии музыки имени Гнесиных состоялось открытие Международной научной конференция «Балет в музыкальном театре: история и современность» — одного из крупнейших научных событий в России, посвященного искусству танца.
Впервые мероприятие проводится консорциумом организаций, созданным в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». В консорциум вошли Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская государственная академия хореографии, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Государственный институт искусствознания, Российский институт истории искусств. Координатором и организатором выступил Научно-творческий центр по изучению проблем музыкального театра РАМ имени Гнесиных под руководством доктора искусствоведения, профессора Ирины Петровны Сусидко.
Размах конференции впечатляет — около двухсот докладчиков из 11 стран мира на протяжении пяти дней выступят на шести площадках в смешанном очно-дистанционном формате. Россия, Азербайджан, Белоруссия, Венгрия, Греция, Казахстан, Сербия, США, Узбекистан, Швейцария, Япония — такова география участников форума.
Первый день конференции открылся торжественным концертом в Российской академии музыки имени Гнесиных. Концерт-открытие задумывался как представление учреждений-участников консорциума — организаторов конференции. На сцене Концертного зала показали видеовизитки каждой организации, а их руководители обратились к гостям с приветственными словами. «Я очень надеюсь, что первое место, которое удерживает наша страна в балетном искусстве, будет корреспондировать с фактом, что балет получит максимально актуальное научное освещение», — заявил ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский. В свою очередь, Вадим Робертович Дулат-Алеев — ректор Казанской государственной консерватории имени Жиганова — подчеркнул: «Для нашей огромной страны необходимо быть в одном научном, образовательном пространстве, и та возможность общения, которая дает эта конференция, дорого стоит. У такого красивого искусства, как балет, теперь будет красивый научный форум».
Художественная часть концерта-открытия была гармонично «вплетена» в официальную составляющую — свое мастерство представили учащиеся вузов-участников консорциума. Хореографические композиции исполнили студенты из Академии Русского балета имени А. Вагановой и Московской государственной академии хореографии. Трио баянистов из Казанской консерватории сыграли номера из балета «Шурале» Фарида Яруллина, а Сводный фольклорный ансамбль кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных показали вокально-хореографическую композицию «Курские народные песни».
Пленарное заседание первого дня, давшее старт пятидневному научному марафону, впечатлило удивительным тематическим разнообразием докладов — его с полным правом можно назвать конференцией в миниатюре. Ученые в своих работах рассматривали балет с различных ракурсов.
«От сценария к балету» — так назывался доклад заведующего кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории Александра Михайловича Полубенцева. В нем он рассказал об особенностях создания сюжетного балетного спектакля. Доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных Татьяна Владимировна Цареградская, выступила с темой «Музыка и жест в искусстве второй половины XX века», в которой она рассмотрела развитие самого понимания музыкального жеста, как неотъемлемой составляющей музыкального искусства, в том числе и балета.
О музыкально-педагогических традициях московской балетной школы в одноименном докладе рассказала кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства и музыкального образования МГАХ Марина Константиновна Буланкина. В фокусе ее исследования — специфика концертмейстерской деятельности в балете, а также особенности обучения музыкальным дисциплинам будущих артистов балета. О проблеме разделения восприятия хореографии и музыки балетных спектаклей в критических работах музыковедов и театроведов поделилась старший научный сотрудник сектора истории музыки ГИИ, кандидат искусствоведения Светлана Анатольевна Петухова.
Уникальному и разнообразному наследию великого русского антрепренера Сергея Дягилева был посвящен доклад доктора философских наук, профессора РГГУ Вячеслава Павловича Шестакова. Проблему объективной фиксации и формализации хореографических фигур, жестов, движений традиционной танцевальной культуры, остающейся до сих пор наименее изученной, поднял в своей работе доктор искусствоведения, академик РАЕН и МАИ ООН, заведующий сектором инструментоведения РИИИ Игорь Владимирович Мациевский. Проректор по научной работе и развитию АРБ имени А. Я. Вагановой, доктор искусствоведения Светлана Витальевна Лаврова в сообщении, посвященном французскому хореографу Ксавье Ларуа, рассказала об одном из самых оригинальных мастеров, который представил в своих постановках альтернативные формы работы с телом и движением.
Завершал первый день небольшой блок под названием «Балетный спектакль: современный опыт из первых рук», посвященный современной реконструкции старинных балетов. Музыкальный критик, композитор, шеф-редактор издательства «Композитор» Пётр Глебович Поспелов, а также Елена Владимировна Черемных — музыкальный критик, историк, эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» — поделились опытом работы над восстановлением музыки и хореографии забытого балета Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» по фрагментарно сохранившемуся репетитору для двух скрипок. При этом хореография Жюля Перро не дошла до наших дней, но скрупулезно и подробно воссоздана по историческим источникам.
Фото: Анна Бобрик