23 ноября в Российской академии музыки имени Гнесиных и Российском институте истории искусств состоялось вечернее заседание Четвертой секции Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность», которая проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Координатор и организатор мероприятия — Научно-творческий центр по изучению проблем музыкального театра.
Секцию «Балетная и танцевальная музыка в творчестве композиторов» открыло выступление доктора искусствоведения, профессора кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных Веры Борисовны Вальковой. Ее доклад «Танцы в творчестве С. В. Рахманинова: поиски новых смыслов» открыл для аудитории незнакомые страницы его творчества. Так, музыковед рассказала о неосуществленном балете «Скифы», который был задуман С. Рахманиновым в сотрудничестве с К. Голейзовским и А. Горским. Исследователь высказала гипотезу об отражении идей и образов балета в последнем сочинении композитора — «Симфонических танцах». Этот доклад вызвал большой интерес у присутствующих, они задавали вопросы выступающей — Вера Борисовна с удовольствием ответила на них.
Доктор искусствоведения, профессор, и. о. проректора по научной работе Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова Инна Михайловна Ромащук представила свою работу «Танец в операх М. М. Ипполитова-Иванова». Она подчеркнула, что композитор в танцевальных эпизодах использовал элементы различных фольклорных традиций, дабы максимально точно передать подлинность той или иной музыкальной культуры, которую он пытался воссоздать в своих сочинениях. Краткий, но максимально насыщенный необычными фактами обзор опер М. Ипполитова-Иванова убедил слушателей в том, что эта музыка достойна звучать сегодня на театральных сценах.
Доклад доктора искусствоведения, профессора кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Андрея Владимировича Денисова был посвящен хорео-симфонической циклиаде «Беатриче» Б. Тищенко. Этот петербургский композитор первым воплотил фабулу творения Данте в музыке полностью. Андрей Владимирович рассказал о многоплановости этого произведения, также он обратил внимание аудитории на нотографическую символику — в материале «Беатриче» зашифрованы имена главных героев.
Единственная партитура Я. Сибелиуса, связанная с театрально-балетным искусством — «Скарамуш» — стала темой сообщения кандидата искусствоведения, доцента кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Анны Викторовны Горн. Она отметила близость данного сочинения хореографическим спектаклям антрепризы С. Дягилева. Главной идеей «Скарамуша», этой «трагической пантомимы», как ее озаглавил автор, стал танец. Он проникает как в смысловой, так и в музыкальный пласты произведения.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Семён Глебович Денисов в докладе «Ритм венского вальса в «Вальсе» Равеля» затронул интересную и малоизученную тему. Как известно, свою хореографическую поэму композитор задумал как дань памяти И. Штраусу. Однако большинство исследователей при изучении музыкальной ткани сочинения обращают меньше всего внимания на «штраусианство» вальса М. Равеля. Семён Глебович рассказал о ритмическом своеобразии венской вальсовой традиции и объяснил, в каких фрагментах великий француз ее использует.
Сильное впечатление произвело выступление студентки 2 курса Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Анастасии Леонидовны Шипицыной. В сообщении «Особенности тематизма и музыкальной драматургии балета «Времена года» А. К. Глазунова» выступающая провела анализ структуры спектакля, а также подробно рассмотрела семантику сочинения.
Студент 5 курса Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Кирилл Александрович Куликов в своей работе «Тембровая персонификация в оркестровом языке балета «Ярославна» Б. Тищенко» выделил три основных сюжетно-смысловых плана произведения — князь
Игорь, Ярославна и модус плача. Молодой исследователь попытался сравнить трактовку плача в этом балете с «Плачами» Эдисона Денисова.
Малоизученную сторону наследия Л. Пригожина — его балет «Круг ада» — осветила магистр, преподаватель кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Дария Анатольевна Петрожицкая. Она рассказала о той непростой эпохе — 1960-х годах, когда был создан этот спектакль и обратила внимание на наиболее яркие черты творчества Л. Пригожина, которые демонстрирует и данное произведение — ориентированность на героическую проблематику, чуткость к актуальным традициям искусства, театральное действенное начало, присущее музыке композитора. Ярким финалом Четвертой секции стало выступление преподавателя кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных Дарьи Игоревны Калашниковой. В своей работе «Музыка балетов Альфреда Шнитке в контексте авторского стиля композитора» она рассмотрела три балетных сочинения советского классика — «Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт», которые были созданы в поздний период его творчества. Каждое из этих произведений отличают оригинальные завоевания в области полистилистики, звуковысотной организации, гармонии.