Восьмая секция Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность» была посвящена хореографическим экспериментам XX – начала XXI века. Утреннее заседание проходило в конференц-зале Гнесинской академии, а вечернее — в конференц-зале Петербургской консерватории.

Открыла секцию доктор искусствоведения, профессор Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Юлия Сергеевна Векслер. Ее доклад был посвящен дадаистским балетам Э. Шульхофа. Композитор создал два балета под влиянием эстетики дадаизма и ритмов джаза, который был популярен в его эпоху.

Продолжила конференцию доктор искусствоведения Марина Григорьевна Раку с докладом о несостоявшемся творческом тандеме С. Прокофьева и И. Рубинштейн. Композитор и актриса обсуждали планы в переписках, свидетельства остались в их личных документах, однако различные обстоятельства помешали осуществлению этих идей.

О причинах и следствиях провала балета «Кармен» на музыку А. Шеншина в Московском Драмбалете рассказал кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Александр Владимирович Наумов.

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Светлана Ильинична Савенко выступила с докладом об известном и успешном балете «Пламя Парижа» Б. Асафьева. В сообщении она выдвинула предположение о происхождении цитатного метода Б. Асафьева.

А. В. Наумов

Тему творчества Б. Асафьева продолжила в своем докладе кандидат искусствоведения, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Тамара Игоревна Твердовская. В своем исследовании она рассмотрела связь балетов «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова и его предшественника Б. Асафьева.

О первой постановке «Весны священной» в хореографии В. Василёва-Н. Касаткиной рассказала кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Олеся Анатольевна Бобрик.

Доктор искусствоведения, профессор Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета и Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова Елена Васильевна Кисеева рассмотрела в своем сообщении «Концепция музыкального авангарда в танце постмодерн» творческие эксперименты на примере сотрудничества Дж. Кейджа и М. Каннингема и методы, которые они разработали.

Следующий доклад продолжил тему танца постмодерн в творческом тандеме Дж. Кейджа и М. Каннингема. Преподаватель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Юлиана Александровна Морозова исследовала синтез музыки и хореографии. Так, из ее доклада слушатели узнали, что творческие подходы и эстетические взгляды двух мастеров были схожи: Дж. Кейдж видел в любом шуме музыку, а М. Каннингем в любом бытовом движении смысл, проникновение принципов алеаторики в танец и другие любопытные связи.

Подвела итог утреннего заседания и темы синтеза искусств доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории Людмила Владимировна Саввина. Ее доклад был посвящен «Механическому балету» Д. Антейла.

Вечернее заседание началось с доклада о социально-культурном контексте пасторали «Весна в Аппалачах» А. Копленда-М. Грэм кандидата искусствоведения, старшего преподавателя Уральской государственной консерватории Оксаны Александровны Гагариной.

С. И. Савенко

Кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Ольга Николаевна Макарова рассказала о балете «Двенадцать» Л. Якобсона. Спектакль показали всего три раза, его тепло приняли, но в то же время он был задавлен цензурой и обсуждениями принимающих комиссий.

О сотрудничестве Л. Якобсона с А. Кнайфелем рассказал кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Викторович Ковалевский.

Кандидат искусствоведения, доцент Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Ольга Валериевна Грызунова в своем докладе осветила первые попытки внедрения цифровых технологий в хореографию.

О проблеме функционирования музыки постминимализма в современных хореографических постановках на примере творческого тандема композитора Д. Лэнга и балетмейстера Э. Лока рассказала доктор искусствоведения, профессор Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Анна Евгеньевна Кром.

Два доклада аспирантов Дмитрия Анатольевича Лыкова (Российский институт театрального искусства) и Дарьи Александровны Горбацевич (Высшая школа экономики) были посвящены творчеству Дж. Ноймайера.

Научный сотрудник Государственного института искусствознания Анна Геннадьевна Солодовникова в своем исследовании уделила внимание балету о последних годах жизни Б. Бартока в постановке Т. Юронича.

В докладе об испанском хореографе Н. Дуато были рассмотрены годы его руководства балетом Михайловского театра Санкт-Петербурга. О принципах и приемах Н. Дуато при создании полнометражных сюжетных балетов рассказала преподаватель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Карина Александровна Козлова.

Завершил секцию доклад о М. Бежаре, который представила кандидат искусствоведения, руководитель городской методической секции преподавателей музыкально-теоретических дисциплин Музыкальной школы № 1 Наталия Анатольевна Антипова. Конференция проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».