24 ноября в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова прошло заседание Пятой секции Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность», которая проводится в рамках программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030» — «Национальные хореографические школы: общее и особенное». В докладах были освещены культуры самых разных народов: от тех, что живут в России, до болгар и аргентинцев.

Утреннее заседание началось с выступления кандидата искусствоведения, старшего преподавателя департамента иностранных языков Московского физико-технического института Екатерины Александровны Артамоновой. Она была лично знакома с аргентинским танцовщиком и хореографом Хуаном Карлосом Копесом, о котором говорила в своем докладе. Всю жизнь он занимался тем, что любил, — и благодаря этой любви появилось сценическое танго. Может быть, если бы не его старания, этот танец так и не вышел бы за пределы кабаре.

Сразу несколько лекторов говорили об одном — балете «Шурале». Но если кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра искусствоведения Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Айгуль Рустэмовна Салихова рассказала об истории создания и художественных особенностях первого татарского балета, то ассистент-стажер кафедры органа, клавесина и арфы Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Федор Валерьевич Галеев осветил музыкальную составляющую.

Д. Ф. Хайрутдинова

Тему, наиболее близкую консерватории, проводящей секцию, подняла кандидат искусствоведения, проректор по научной деятельности и вопросам развития Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Дилия Флюровна Хайрутдинова. В своем докладе она рассмотрела несколько несостоявшихся, по тем или иным причинам, балетов Н. Жиганова: «Фатых» и «Желтый аист». Второй из них был позже переработан в Симфонические новеллы на китайские темы.

Подробное сравнение сцен балета «Сказание о Йусуфе» с поэмой, по которой он был написан, провела студентка 3 курса Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Елизавета Николаевна Терехова. Ее научный руководитель — Дилия Флюровна Хайрутдинова.

Доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Айдар Загирович Яруллин рассказал о первом профессиональном татарском дирижере — Дж. Садрижиганове. Дискуссия разгорелась в связи с вопросом о поиске записей выступлений: сохранились они или нет? И если да: можно ли их найти.

А. З. Яруллин

Еще одна важная тема — мугам. Этот жанр традиционной азербайджанской музыки упоминался почти во всех докладах, связанных с культурой Азербайджана. Подробно его взаимодействие с танцем рассмотрела профессор кафедры истории музыки Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли Зумруд Араз гызы Ахундова-Дадашзаде. Лектор упомянула первые опыты в синтезе жанров с мугамом: оперные мугамы, джазовые, симфонические мугамы, хоровые и балетные.

С мугамом было связано и выступление профессора, заведующей кафедрой теории музыки Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли Кенуль Ясифовны Насировой. Ставший своеобразной «лебединой песней» балет Ф. Амирова «Низами» включает в себя несколько факторов, составляющих его смысловое поле: автоинтертекстуальность, а также диалог композитора со своим собственным творчеством, одноименной симфонией.

Два доклада программы утреннего заседания прошли в записи по разным причинам: нестабильная связь или же отсутствие у докладчика возможности присутствовать лично.

Ф. В. Галеев

Завершил утреннее заседание секции начальник учебного отдела, профессор кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки имени Гнесиных Константин Александрович Некрасов. Его доклад «Музыкально-хореографические формы в традиционной культуре Брянско-гомелького полесья» должен был состояться в пятницу, в рамках секции «Этнохореология». Однако изменения в программе конференции случаются.

Вечернее заседание включило в себя доклады кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли Рены Исмет кызы Сафаралибековой, аспиранта кафедры балетмейстерского образования Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Габриела Стоянова, аспирантки кафедры современной хореографии и сценического танца Российского института театрального искусства Галсаны Содномовной Доржиевой, аспирантки кафедры философии, истории и теории искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Елизаветы Васильевны Лобан, студентки 3 курса кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных Светланы Владиславны Кочергиной. Завершилась секция концертом, который прошел в Государственном большом концертном зале имени Садиха Сайдашева.