5 декабря в Российской академии музыки имени Гнесиных в рамках Международной научной конференции «Музыковедческий форум-2022» состоялись заседания первой секции форума: «Музыка — архитектура — науки. К 100-летию Янниса Ксенакиса». Выступления участников конференции перемежались музыкальными вставками, послужившими своеобразными «ритурнелями» заседания.
В качестве музыкального вступления к секции была выбрана пьеса Nomos Alpha Я. Ксенакиса с видеодемонстрацией нотного текста.
Первый доклад доктора искусствоведения, заведующего сектором Государственного института искусствознания Левона Оганесовича Акопяна, погрузивший в атмосферу творчества композитора, был посвящен развенчанию мифов о Я. Ксенакисе, главным из которых стал миф о приверженности композитора, в первую очередь, архитектуре и математике, а уж затем — музыке.
Научный сотрудник Государственного института искусствознания Анна Геннадьевна Солодовникова познакомила слушателей с термином «фрактал», который стал основой для сравнения двух произведений музыкального («Колонна без конца» Дьёрдя Лигети») и архитектурного («Бесконечная колонна» Константина Бранкузи) искусств.
Различным аспектам взаимосвязей музыки и науки были посвящены выступления доктора искусствоведения, профессора Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Анны Евгеньевны Кром («Музыка чисел в творчестве американских композиторов-минималистов»); доктора искусствоведения, профессора Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Юлии Сергеевны Векслер («Альбан Берг и учение о периодичности») и кандидата искусствоведения, доцента Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Натальи Павловны Хилько («Теория континуальной эволюционности в теоретической разработке В. В. Задерацкого»).
Вторую часть секции также предварила музыкальная вставка — «Мелодии» Дьёрдя Лигети.
За ней последовало выступление кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки, доцента Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Анастасии Александровны Мальцевой о музыкальной риторике. Исследовательницей был поставлен вопрос о том, «всегда ли музыковеды отдают себе отчет в том, что понимают под музыкальной риторикой, в частности, музыкальными фигурами, аналогичными риторическим».
В заключение заседания прозвучал доклад доктора искусствоведения, доцента Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Татьяны Сергеевны Сергеевой, посвященный взаимосвязи идей натурфилософии и музыкальной терапии в наследии арабо-испанских мыслителей. Музыкальным итогом секции стало произведение Syrmos Я. Ксенакиса.
Фото: Антон Бобырев