25 декабря в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных, в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», прошел финал конкурса «Консерваторская наука». Вторую часть финального тура – вечерний киносеанс –

вели доцент Гнесинской академии Дана Александровна Нагина и старший преподаватель кафедры теории музыки Академии Ярослав Владимирович Глушаков. В различных номинациях были показаны 18 фильмов, которые их создатели представили экспертам и членам жюри.

Номинация «Наставник и наставничество в музыке (искусстве). Научно-педагогический проект» особенно запомнилась творческой презентацией проекта «Пять с плюсом» выпускницы РАМ имени Гнесиных (бакалавриат, 2020) и Московского государственного института имени А. Г. Шнитке (магистратура, 2022) Терезы Арсеновны Лолейт. «Вальс» и «Польку» Чайковского из цикла «Детский альбом» исполнил детский духовой квинтет Bambini (Софья Алексеевна Тимченко (флейта), Ксения Игоревна Аннина (гобой), Андрей Антонович Матвеев (кларнет), Илья Михайлович Александров (фагот), Максим Александрович Гусев (саксофон), созданный автором проекта. К сожалению, сам фильм не был продемонстрирован. А ведь именно он, как отметила доцент РАМ имени Гнесиных Елена Станиславовна Дерунец, помог бы оценить, насколько вырос уровень квинтета с момента создания; к тому же, фильм, по словам эксперта, получился достаточно лаконичным и динамичным.

Также в номинации были представлены проекты из Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Это «Телевизионный очерк “Жизнь в музыке…Юрий Гуревич”» студентки Галины Алексеевны Лашмановой (научные руководители: доцент кафедры музыкальной журналистики Нижегородской консерватории Елена Леонидовна Озерова, профессор консерватории Лидия Александровна Птушко) и «Магия дирижера. Николай Покровский» студентки Светланы Александровны Семянновой (научный руководитель: доцент кафедры музыкальной журналистики консерватории Елена Леонидовна Озерова).

Номинация «Музыка моего региона. Краеведение и регионоведение в музыкальной науке» затронула важные темы, связанные с развитием и сохранением локальных традиций. В этой номинации также было представлено несколько фильмов Нижегородской государственной консерватории:

– «Александр Касьянов: связь со временем» Надежды Андреевны Базановой (научные руководители: профессор, заведующая кафедрой музыкальной журналистики консерватории Лидия Александровна Птушко, доцент кафедры музыкальной журналистики консерватории Нина Юрьевна Прибутковская, доцент кафедры музыкальной журналистики консерватории Елена Леонидовна Озерова, старший преподаватель кафедры музыкальной журналистики консерватории  Иван Владимирович Смирнов);

– «Творчество композиторско-музыковедческого факультета Нижегородской консерватории» Анфисы Алексеевны Худяковой (научный руководитель: доцент кафедры музыкальной журналистики Елена Леонидовна Озерова);

Также в номинации участвовал фильм Саратовской государственной консерватории имени Л. B. Собинова «Прошлое поет, пока мы его слышим», подготовленный Дарьей Михайловной Саркисян (научный руководитель: доцент, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской консерватории Анжела Григорьевна Хачаянц), которая для представления своего проекта выбрала творческую презентацию.

Интересен был и фильм РАМ имени Гнесиных «С песней сквозь годы…Поёт Крушинский народный хор» Жанны Сергеевны Гефлинг (научный руководитель: доцент кафедры этномузыкологии Академии Светлана Александровна Латышева). Многочисленные архивные придали проекту особый шарм и погрузили зрителя в атмосферу глубинки, где родился ныне известный по всей России Крутинский народный хор

Номинация «Яркие и/или неизвестные страницы национальной и мировой музыкальной культуры. Документальный или научно-популярный фильм» стала самой обширной из всех, представленных не только на вечернем, но и на дневном киносеансе. К сожалению, из восьми проектов только первый и последний можно смело назвать фильмами. Это «Сергей Рахманинов в Нижнем Новгороде» Валерии Дмитриевны Астраханцевой (научный руководитель: доцент кафедры музыкальной журналистики Нижегородской государственной консерватории имени Глинки Елена Леонидовна Озерова) и «Про100джаз», подготовленный студентами кафедры музыкальной журналистики РАМ имени Гнесиных Глебом Сергеевичем Чучалиным, Вероникой Сергеевной Калистратовой, Анной Владимировной Зуевой и Валентиной Александровной Меркуловой (научный руководитель: преподаватель кафедры музыкальной журналистики Академии Елена Григорьевна Казанцева).

Остальные проекты напоминали научные доклады, представленные в видеоформате, однако также вызвали немалый интерес экспертов и зрителей. Особенно, такие проекты, как «Piano.Unknown»: к проблеме выбора учебно-исполнительского репертуара» Евгения Александровича Гнутова, Ивана Ильича Кожевникова и Анастасии Александровны Грищук (научный руководитель: старший преподаватель кафедры педагогики и методики Гнесинской академии Дмитрий Владимирович Беляк), «О телесно-сенсорном подходе к исследованию романтической фортепианной фактуры» одного из самых амбициозных участников Ильяса Рашидовича Хананова (научный руководитель: доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Татьяна Вячеславовна Смирнова) и «Я мастер?…», выполненный Ольгой Александровной Кулаковой и Анной Александровной Жуковской в стиле видео-подкаста (научные руководители: доцент кафедры этномузыкологии РАМ имени Гнесиных Варвара Петровна Калюжная, старший преподаватель кафедры этномузыкологии РАМ имени Гнесиных Инесса Александровна Никитина).

Другие интересные фильмы номинации:  

– «Музыка Джорджа Крама в Капелле Скровеньи» Елизаветы Александровны Сухаруковой (научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова);

 – «Нильс Вильгельм Гаде: в поисках национального стиля» Елены Александровны Хонякиной (научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени Глинки Ольга Александровна Светлова);

– «Рахманинов и Скрябин в Гнесинском Доме: пересечения судьбы» Анастасии Олеговны Чечулиной (научные руководители: заслуженный работник культуры РФ, доцент, заведующая кафедрой музыкальной педагогики РАМ имени Гнесиных Оксана Евгеньевна Мишина, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики РАМ имени Гнесиных Ирина Георгиевна Коленченко).

Последняя номинация в вечернем киносеансе «Неформальное музыковедение. Инициативный проект» претерпела некоторые изменения. Один из проектов представили утром, поэтому номинантов осталось всего лишь трое. Их соперничество было жарким: каждый фильм имел собственную «изюминку», каждая тема привлекала внимание, да и претворение идеи в жизнь оказалось выполнено на достойном уровне. «Опера в мультимедийном пространстве» Дарьи Сергеевны Черкасовой (научный руководитель: доцент кафедры теории музыки, проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской государственной консерватории Павел Александрович Мичков), «Что наша жизнь? Игра!» Сурена Петровича Платонова и Ильи Анатольевича Вахрушева (научный руководитель: старший преподаватель кафедры теории музыки РАМ имени Гнесиных Ярослав Владимирович Глушаков) и «Интеллектуальный проект: «Дискуссионный клуб: Дебаты» Яны Александровны Горелик (научный руководитель: старший преподаватель кафедры менеджмента музыкального искусства Академии Татьяна Олеговна Яковлева).

Кто же вырвется вперед? Кто заберет первые призы в других номинациях? Ответ на этот вопрос участники получили на научном балу следующим вечером.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.