15 октября состоялась премьера «Пиноккио» Гильермо дель Торо на Лондонском кинофестивале, к ноябрю начался его прокат в зарубежных кинотеатрах, 9 декабря он стал доступен на Нетфликсе и к третьей декаде декабря, наконец-то, вполз на российские стриминговые площадки, превращаясь для российского зрителя из Хеллоуин-истории в новогоднюю сказку (так сказать, на замену истории Гофмана о другой деревянной кукле).
Еще не вручены все премии, на которые номинирована новая экранизация знаменитой сказки Коллоди, но с уверенностью можно говорить о том, что она уже получила признание за выдающуюся режиссуру, анимацию и их сочетание с музыкой.
Пиноккио ― музыкальный мультфильм. В продолжение обширной диснеевской традиции, песни вплетаются в повествование, порой играя роль музыкального монолога героя (или диалога, как в случае с Everything is new to me). Отдельно стоит отметить песню Себастиана (сверчка) о его папочке, которую он порывается спеть несколько раз, но каждый раз его довольно грубо прерывают ― Пиноккио придавил его дверью, граф Вульпе (главный антагонист, комбинация лиса, Манджафоко и директора цирка из оригинала) наступил на беднягу, а Джузеппе («Папа Карло») просто остановил, указав на гигантского кашалота, который спустя мгновение проглотил друзей вместе с лодкой. В конце концов, сверчку удалось спеть свою песенку ― но уже в начале финальных титров:
Александр Деспла выбрал для музыки к фильму замечательный диснеевский стиль на стыке джаза, позднего романтизма и классического мюзикла. При этом автору удалось избежать ставших банальными музыкальных приемов: часто вместо какого-то очевидного мотива звучит его неочевидная замена, что сильно освежает музыку.
Собственной номинации («Песня года в мультфильме», в конкуренции с Диснеем!) удостоилась Ciao Papa ― милое сочетание джазовой баллады и простой детской песенки, довольно быстро «залипающее» в голове и сопровождающее несколько дней после, но при этом не надоедающее.
Эти милые песенки сопровождают сюжет с совершенно недетскими темами: война (Первая и Вторая мировые), пропаганда фашизма в Италии Муссолини, горе от потери близких, жертвы ради их же спасения. Причем это подается режиссером чрезвычайно эмоционально и иммерсивно, так, что несколько раз фильм пробивает на слезу: в сообществе англоязычных кинокритиков сразу же развернулась шуточная дискуссия о том, что это мультфильм для взрослых, потому что нельзя вот так в лицо бросать детям тот факт, что смерть ― это страшно и навсегда, погибших близких не вернуть, а хэппи-энд, в котором все умерли ― что называется, не совсем хэппи. Но в конечном итоге все сходятся на том, что фильм стоит посмотреть и взрослым, и их взрослеющим детям.