С 19 по 29 января в Новой опере проходил ежегодный «Крещенский фестиваль», приуроченный ко дню рождения его основателя — Евгения Владимировича Колобова. Идея тематики фестиваля-2023 принадлежит бывшему музыкальному руководителю и главному дирижеру Новой оперы — Валентину Урюпину и может быть обозначена как «Музыкальное размышление композиторов о времени». Программа открылась российской премьерой — концертным исполнением оперы «Доктор Атом» Джона Адамса.
Как бы парадоксально это ни звучало, но многие сочинения композиторов XX-XXI вв. сравнительно недавно стали входить в исполнительскую практику, становясь эстетически более приемлемыми как для слушателей, так и для самих исполнителей. Многие из них требуют от публики подготовки не только музыкальной, но и художественной. Лишь только глубоко вникнув в концепцию произведения, поняв основы его структурной организации, слушатель сможет понять и по достоинству оценить сочинение.
Еще в начале минувшего столетия основатель Новой венской школы Арнольд Шёнберг говорил, что «искусство — это вопль, который издают люди, переживающие на собственной шкуре судьбу человечества». Художник (в широком смысле этого слова) творчески переживает в своих произведениях настоящее время, связывая его с прошлым и устремляясь в будущее.
Джон Адамс также остается верным данному тезису. «Доктора Атома» называют «миксом историко-политического триллера и производственной драмы», «научно-фантастическим» или «историческим» сочинением.
Наряду с «Никсоном в Китае» и «Смертью Клингхоффера», это произведение является творческим откликом на события окружающей действительности: создание оперы приурочено к 60-летию со дня первого атомного испытания. Как говорил сам композитор, данное событие — «… подавляющий, неотразимый, неизбежный образ, который доминировал в психической деятельности [моего] детства».
Историк Ричард Роудс отмечал: «Разработка первой атомной бомбы — это великий трагический эпос XX века, оперная история. Эмоциональная сила музыки может извлечь богатство этого почти мифологического повествования, вагнеровской тайны».
Американский музыковед Питер Дейвис ввел в научный обиход термин
CNN сочинение, для обозначения работ, в основу которых были положены реальные новостные события. К числу таковых относятся уже упомянутые три оперы Джона Адамса, X, The Life and Times of Malcolm X Энтони Дэвиса, Harvey Milk Стюарта Уоллеса и некоторые работы Питера Селларса.
Начиная с «Никсона в Китае» (1983) и на протяжении всей жизни в работе над сочинениями в жанре оперы, Джон Адамс сотрудничал исключительно с одним либреттистом и театральным режиссером Питером Селларсом. При работе над «Доктором Атомом» сотрудничество было расширено — к Адамсу и Селларсу присоединилась поэтесса и либреттист Элис Гудман.
Либретто оперы было составлено из целого ряда источников, среди которых рассекреченные правительственные документы Соединенных Штатов Америки, содержащие переписку и доклады участников проекта по созданию атомной бомбы, цитаты из священных книг (например, из «Бхагавад-гиты»), народные индийские песни, поэзия Шарля Бодлера…
Острый конфликт, заложенный в содержании, определил выбор средств художественной выразительности для этой партитуры: обилие тритонов и кластеров, синкопы и акценты, подчеркивающие метрическую неравномерность и переменность, элементы musique concrète (звуки лопастей вертолета, шум дождя, декламация правительственных распоряжений и постановлений), способствующие еще большему погружению зрителя в завораживающую и одновременно пугающую атмосферу. Это, по словам самого Адамса, «расширенный оркестровый обратный отсчет». После создания атомной бомбы мир уже не будет прежним.
Несмотря на значительную трудность партитуры и довольно краткий срок, отведенный сводным репетициям, и оркестр, и солисты продемонстрировали очень высокий уровень исполнительства. Среди певцов — лауреаты международных конкурсов Дмитрий Зуев (солист МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), исполнивший партию доктора Роберта Оппенгеймера (руководителя Манхэттенского проекта), Константин Федотов — исполнитель партии физика Эдварда Теллера, сопрано Екатерина Мирзоянц — исполнившая партию Китти Оппенгеймер (жены известного физика).
На протяжении двух с половиной часов слушатели являлись соучастниками Манхэттенского проекта и Тринити-испытания. Концертное исполнение современной музыки, которая нередко оказывается сложно воспринимаемой для неподготовленного слушателя, становится отличным решением. Отсутствие декораций, что характерно для концертной постановки, расположение хора, оркестра и солистов в значительной близости друг от друга придавало еще больший драматизм, экспрессию и насыщенность, концентрируя время в одной точке.
Роберт Оппенгеймер — ключевая фигура оперы — представал сразу в нескольких амплуа: с одной стороны, амбициозный и самоуверенный ученый, готовый идти до конца, с другой — простой человек — любящий муж, отец, размышляющий о возможных последствиях своего открытия.
С замиранием сердца зал слушал, наверное, самый лиричный момент в опере — вторую сцену первого действия, написанную на удивительные стихи Мюриэл Рукейзер и Шарля Бодлера.
Музыкальным руководителем и дирижером, работавшим над «Доктором Атомом», стал Фёдор Леднёв — лауреат премии «Золотая маска», премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства, за плечами которого значительный опыт исполнения как старинной, так и современной музыки в качестве вокалиста и дирижера, сотрудничество с МАСМ, eNsemble, Теодором Курентзисом и коллективом musicAeterna. Тема фаустианства в музыке, моральной ответственности, добра и зла, будет продолжена. Вскоре появится сценическая версия оперы, которая позволит зрителям в полной мере ощутить пульс времени, его бесконечное течение и хрупкость окружающего нас мира.