Непросто композиторам в наше время. Сочинения эпохи классицизма и романтизма, которые стали золотым стандартом академической культуры — вот выбор сегодняшней публики. Концерты с этой музыкой собирают большие залы, не оставляя места новым именам. Посему, современные академические композиторы, ради привлечения внимания слушателей, не остановятся ни перед чем, будь то удары по открытым струнам рояля или же использование звонков на телефон и голосовых сообщений. Именно поэтому концерт, состоявшийся 16 февраля в концертном зале «Дом Рахманинова» стал большим, чем просто презентацией новых сочинений. В исполнении выпускницы Московской государственной консерватории пианистки Дарьи Кириловой были исполнены произведения, показывающие не только самые актуальные приемы композиции и звукоизвлечения, но и новый, яркий и необычный взгляд на вечные темы.

В этот вечер прозвучало 5 фортепианных циклов. Значительная часть из них выражали чувства, знакомые каждому: страх и надежда, любовь и отрешенность. Оставшиеся же представляли собой забавные наблюдения, давшие слушателям необходимую эмоциональную разгрузку. Почти каждому циклу нашлось по паре: философской созерцательности — комичные миниатюры, любовной трагедии — день из жизни аквариумных рыб. Особняком стоял лишь цикл композиторов, посвященный 2022 году, ставший глубоким и философским завершением концерта.

Концерт открылся циклом «6 бисов» Лучано Берио, где каждая из пьес по-своему отражает природу вокруг нас. Отстраненное созерцание зарождения и увядания или же мощь и разнообразие стихий. К сожалению, эта отстраненность ощущалась, но не в самом приятном ключе: несмотря на аккуратное туше и чуткость к динамическим оттенкам, продемонстрированные исполнительницей, весь цикл был «посвящен» борьбе пианистки с роялем Льва Оборина. Отчаянные форшлаги «Ростка», переливистое кружение «Листьев» и степенное, мрачноватое течение «Воды» просто увязли в недрах рояля. К счастью, оставшиеся произведения прозвучали крайне выразительно, завораживающе, ведя за собой во время царствования первородных стихий.

Полностью изменили первоначально сложившееся впечатление «3 маленькие пьесы» Ольги Раковой. Их насквозь пронизывает искусный музыкальный юмор. Автор показывает нам «Фортепианный бильярд», сперва расставляя шары с помощью хроматических пассажей вверх и вниз, а потом метко забивая их в лузы органным пунктом; или же «Александрийская песня крокодила», вся суть которой — скольжение зеленой, в цвет крокодила, картой по открытым струнам, имитирующее рычание.

5 романтических прелюдий и цикл «Аквариум» Гарри Тарловского продолжили концерт. Это одно из первых публичных исполнений этих циклов, хотя написаны они были почти 10 лет назад. Поэтому факт подготовки концертных версий вместе с композитором очень радует. Романтические прелюдии рассказывают нам историю любовных терзаний одного героя. Так, первая прелюдия, начинающаяся словно «Джульетта-девочка», заканчивается драматичным обрывом в низком регистре. Или же третья часть, отражающая муки выбора: открываться любви снова или нет. На фоне этого цикла «Аквариум» выглядит очень просто и комично. Это сочинение рекомендуется услышать всем, кто когда-либо сталкивался с этими забавными подводными созданиями. В каждом произведении можно легко узнать кого-то из своего аквариума. Конечно, в жизни рыбок тоже есть свой драматизм. Так, например, сильно западает в душу третья часть — кормежка. Когда звучат эти группетто в верхнем регистре, невольно вспоминается ощущение растирания корма в своей щепотке.

«RеРегтайм», «На грани», «Отчаяние», «Отзвуки вечности», «Гавот», «21 последняя репетиция» — всё это части заключительного номера программы — «Сюиты 2022», написанной сразу шестью композиторами. Как видно по названиям, цикл полон переживаний и эмоций, составляющих весьма полную картину человеческих переживаний этого непростого года. Кто-то старался сохранить рассудок и человечность, как в пьесе «На Грани» (автор Анастасия Хорошилова). Начинаясь вкрадчиво, с легкой долей джазовости, мелодия начинает набирать полноту, перерастая в непробиваемую стену звука, постепенно утрачивая гармоничность и, в итоге, зацикливаясь на одном мотиве, звучащем как приговор самому себе. Некоторые искали ответы в философии и науке, точно как в произведении «Отзвуки вечности» (автор Анастасия Чернова). Монументальные, импозантные созвучия, словно голос вселенной, раздаются в меру мягко, но безоговорочно. А кто-то сделал свой выбор, как в завершающей части цикла «21 последняя репетиция» (автор Анна Дмитриева). Она начинается очень просто — спокойный ноктюрн прерывается звуком входящего сообщения. Все забывали выключить телефон во время занятий. Он начинал раздражать, сводить с ума, однако… иногда стоит ответить, ради себя самого. Трудно сказать, когда этот цикл будет снова исполняться вживую, особенно последнее произведение. Но если в составе концерта встретится «Сюита 2022» в шести частях — идите. Этот опыт запомнится надолго.