Московская филармония и театральная компания «Трикстер» представили пластический спектакль для детей на симфоническую музыку «Пилигримы. Путешествие с оркестром». В преддверии премьеры в Концертном зале имени П. И. Чайковского прошла встреча с режиссерами Марией Литвиновой, Вячеславом Игнатовым и хореографом Михаилом Колеговым. На пресс-конференции и открытой репетиции побывала Владислава Власова.

Московская филармония не перестает радовать детскими программами. Для юных слушателей устраивают интерактивные концерты, всевозможные представления с классической музыкой. Новый спектакль стал продолжением доброй традиции. Над проектом работали 195 человек. Среди них только на сцене — актеры театральной компании «Трикстер», танцовщики, акробаты, воздушные гимнасты и музыканты Российского национального молодежного симфонического оркестра под управлением дирижера Алексея Рубина.

В спектакле нет определенного сюжета, но некий нарратив подразумевается. Главные герои (Адмирал, Рыбак, Силач, Дама и Доктор) совершают морское путешествие в поисках счастья. В пути им встречаются различные препятствия и фантастические существа. А что их ждет в конце — ответ на это каждый слушатель найдет сам для себя.

Работа над постановкой велась с июня. Началось всё с выбора музыки, которая стала основным двигателем повествования. Она же определила и жанр — концерт-фантазия. Авторы спектакля (лауреаты премии «Золотая маска» Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов) отобрали композиции из списка золотого фонда, предложенного Филармонией. В программу включили произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шостаковича, Стравинского, Бизе и даже современных композиторов (на пресс-конференции новые имена не были озвучены). Трудно представить себе, как в одном действии могут сочетаться такие самобытные стили! Тем не менее авторы нашли некоторые взаимосвязи между сочинениями: все выбранные композиции динамичны, и во многих доминируют медные духовые инструменты.

«В этой музыке есть движение. С ней легко работать актерам, она уже сама создает определенное настроение. В ней даже ассоциативно присутствует стремление к путешествию, вперед», — поделился мыслями Вячеслав Игнатов.

Действие на сцене разворачивается без слов, с помощью различных хореографических и цирковых средств. Для воплощения своеобразного «немого кино» хореограф Михаил Колегов вдохновлялся постановками «Дягилевских сезонов», перерабатывая лексику и достижения начала XX века в новую стилистику контемпорари.

Зрелищности добавляют и пестрые фантазийные костюмы (яркие юбки с корсетом, украшенные цветными лентами и пышные головные уборы у морских существ) в сочетании с реальными атрибутами (например, один из персонажей не расстается со своей видеокамерой на протяжении всего действия. Появляется ассоциация, что этот человек в постановке играет режиссера. Во всяком случае, на репетиции к нему обращались именно так). Над визуальной составляющей трудились Ольга и Елена Бекрицкие. Такая неоднозначность воплощений должна помочь зрителю включить воображение и дорисовать выдуманного персонажа, при этом не потерять канву происходящего.

Создавать волшебную иллюзию помогал и свет, мерцающий оттенками то синего, рисуя морские пучины, то оранжевого, создавая солнце на пляже.

Погружения под воду, взлеты, сражения (нападение огненных людей) под сопровождение оркестра — всё это, по словам Марии Литвиновой, поможет юным слушателям полюбить музыку: «дети должны получить эмоциональное впечатление».

Поясняя сверхзадачу постановки, Вячеслав Игнатов напомнил о знакомых многим детских травмах, связанных с походом на концерт классической музыки: когда ребенок не понимает, что это и зачем. «У меня не было коннекта. Образное мышление в сочетании с классической музыкой у меня не работало. И помня это, я бы хотел, чтобы образность влияла на детей, на их фантазию. Чтобы у ребят рождались ассоциативные образы, и они под эту музыку себе что-то представляли. Лучший ключ для понимания классической музыки — танец. Поэтому у нас есть хореография, которая раскрывает пластику самой музыки».

Режиссер добавил, что подобный спектакль прежде всего для детей, которые классическую музыку уже не любят по каким-либо причинам: «Этот спектакль для тех, кого нужно тащить. Кто уже любит, пойдет самостоятельно. А первых привлечь хочется, чтобы они встали вместе с теми, кто любит классику, в один ряд. Вот такая у нас задача».

На открытой репетиции журналистам и первым юным слушателям (многие репортеры взяли с собой детей) частично показали первую сцену спектакля и финальный номер.

Под музыку из финала балета «Жар-птица» И. Стравинского перед зрителями развернулось действие на пляже. Актеры в роли отдыхающих постепенно появлялись на сцене, и каждый занимался своим делом: кто-то загорал, кто-то прыгал на скакалке, некоторые пытались медитировать. Идиллию нарушил герой с профессиональной видеокамерой. В это время зазвучал Галоп из Балетной сюиты №3 Д. Шостаковича, намекая на комизм ситуации. Персонаж любыми способами старался добиться красивого кадра, но ему это не удавалось. Он невольно мешал каждому отдыхающему, и пляж постепенно опустел.

Вторая показанная на открытой репетиции сцена — финал. Оркестр исполнял «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, а пространство партера медленно превращалось в подводный мир, в котором выплясывали главные герои и морские существа во главе с тритоном. Под купол Зала взлетели воздушные гимнастки, похожие на резвящихся русалок. Затем, после медленного погружения в морские пучины, под фарандолу из «Арлезианки» Ж. Бизе слушатели стали свидетелем некого праздника с цирковыми акробатами — по ощущениям это было похоже на торжество мира фантазий. Во многом представление напомнило «Фантазию» У. Диснея 1940 года. Только в Филармонии мы не просто увидели воображаемые музыкальные образы, но и стали соучастниками чудесных перевоплощений.

Каков спектакль в целом? Удалось ли авторам выполнить задачу? Решать в первую очередь юным слушателям. Для них придумали еще и специальные программки с раскраской. А взрослым почитателям академической музыки можно предложить, как минимум, познакомиться с подобным экспериментом и устроить себе викторину по страницам музыкальной классики.