4 марта в легендарном для  Новой Оперы спектакле «Евгений Онегин» Петра Чайковского в постановке Сергея Арцибашева и музыкальной редакции Евгения Колобова состоялись два важных дебюта. Молодые артистки Кристина Пономарева и Диана Толасова впервые исполнили партии Татьяны и Ольги. Их выступление показало, что за вокальное будущее труппы явно не стоит беспокоиться.

Когда-то этот «Онегин» многим казался радикальным — конечно, ведь он сильно отличался от постановок этой оперы Борисом Покровским в Большом театре.  Например, откровенно минималистским оформлением Сергея Бархина и весьма скромными костюмами авторства Элеоноры Маклаковой.

А в музыкальном плане публику здесь ждали сюрпризы. Евгений Колобов значительно сократил оперу — обрезал хоровые и массовые сцены, «убил» заключительную сцену второй картины, где Татьяна просит няню передать Онегину письмо. Плюс маэстро отчасти изменил ряд штрихов в партитуре. Однако главный подарочек припрятан в финале. Вместо «Позор, тоска, о жалкий жребий мой» главный герой поет « О смерть, о смерть, иду искать тебя» (именно такими словами первоначально заканчивалась опера у Чайковского). Но это еще не все. Под музыку вступления к пятой, «дуэльной» картине сидя на стуле, Онегин умирает…

Оркестровое воплощение (дирижер — Евгений Самойлов) шедевра русской классики 4 марта отличалось тонкостью детализации, мягким и очень теплым звучанием оркестра. В общей звуковой картинке спектакля преобладают замедленные темпы (особенно в лирических фрагментах), что заставляет вспомнить знаменитую темиркановскую интерпретацию.

Однако все внимание слушателей было приковано к дебютанткам.  И обе артистки не разочаровали — в немолодую постановку они внесли новые, свежие краски.

Кристина Пономарева — обладательница впечатляющего лирического тембра, вдохнула в колобовскую постановку девичью нежность и трепетность, чистоту (у других исполнительниц партии Татьяны в театре — Елизавета Соина и Екатерина Петрова — более драматические голоса), которые в наше время у большинства артисток нивелируются и в этом спектакле за последние годы также исчезли. Это была в прямом смысле та самая пушкинская Татьяна, робкая и застенчивая, отдающаяся первому любовному чувству со всей свойственной молодости пылкостью. Певица как будто заглянула вглубь души своей героини.  А ее голос «струился» очень естественно и легко, словно и нет в этой партии никаких сложностей.

Диана Толасова интересно и весьма нестандартно преподнесла Ольгу — в ее трактовке это не легкомысленная дурочка или деревенская сплетница, а вполне реально влюбленная в Ленского девушка, на один момент позволившая себе  повредничать. Но этот ее поступок на балу приводит к трагедии. Испуганная и ошарашенная произошедшим Ольга пытается остановить Ленского, ее умоляющий взгляд словно просит прощения у милого… Но поздно. С точки зрения вокальной подачи Толасова была в хорошем смысле аккуратна, она не нажимала, не глубила, не давила «на грудь» при исполнении низких нот, ее голос звучал ровно и очень изысканно, мягко. Несмотря на свой только начинающийся творческий путь, Диана — очень умная артистка с уже сложившейся культурой пения и четкой осмысленностью того, как нужно вести вокальную линию. А ее Ольга не по-современному интеллигентна и романтична.

Фото предоставлено Дианой Толасовой