Как известно, извечная проблема арфистов — репертуар. Редкий композитор напишет этому инструменту больше, чем каденцию, и ещё более редкий напишет её удобно или хотя бы играемо. Потому музыкантам, желающим вырваться из плена оркестра, приходится выкручиваться: писать собственные сочинения, делать транскрипции, сотрудничать с композиторами. Но тем интересней становятся программы сольных концертов арфовой музыки. Здесь всё свежо и ново, и даже знакомые произведения в переосмыслении способны удивить. И главное: чувствуя себя хозяйкой положения, арфа раскрывается во всей красе и влюбляет в себя с первых звуков. Именно такой предстала арфа на концерте Софьи Кипрской в Международный женский день в Малом зале Московской государственной консерватории. Главным его открытием стала реконструкция утраченного Концерта C-dur для арфы с оркестром Николая Парфёнова.

В первом отделении вместе с арфисткой на сцену вышел ансамбль «Мелодион» под руководством Натальи Тупиковой-Мороз. Потянулись первые звуки «Элегического концертино» для арфы и струнного квартета Эдуарда Кипрского. Альт, виолончель, а затем и скрипки раз за разом, со всё нарастающим накалом, бесконечными фразами обращаются к арфе, пока та, наконец, им не ответит. С поистине королевским достоинством, но и с щемящей душевной простотой она позволяет себе заново пропеть основную тему, чтобы вместе со всеми снова пройти мучительный напряжённый путь к страстной кульминации, а после воспарить в небеса, будто и не было никогда страданий. Через несколько мгновений тишины из зала закричали «браво!». Это будет происходить после каждого номера концерта наряду с анекдотично бурными и продолжительными, но абсолютно искренними аплодисментами.

Софья Кипрская и струнный квартет “Мелодион”

Следом звучал «Вальс на свидание» того же Эдуарда Кипрского — дуэт арфы и виолончели. Это произведение создано в мучительном ожидании свидания с любимой. Начальный монолог виолончели полон отчаяния и страсти, однако довольно быстро перерождается в нежное любовное признание — и вот музыка уже летит навстречу возлюбленной арфе. Та же изменчива и игрива: то аккуратно подыграет партнёру, то изогнётся в причудливой ориентальной фигуре, а то и вовсе отбросит всякое кокетство и искренне пропоёт слова любви.

Дальше — снова любовь, но на этот раз уже в транскрипции для арфы с камерным ансамблем. «Приветствие любви» Эдварда Элгара вместе с арфой приобрело особую нежность и утончённость. Звучание инструмента здесь ожидаемо ближе к роялю, но только в аккомпанементе. Когда дело доходит до знаменитой темы, ясный наполненный звук Кипрской звучит уже совсем как человеческий голос.

Ярким контрастом лирическим пьесам стало «Барокко-фламенко» Деборы Хенсон-Конант. Привычную барочную тему прервал оглушительный характерный крик испанского танца. А через несколько секунд воздух в зале стал раскалять ломаный гитарный бой, контраст динамики и темпов, стук по деке — и вот сумасшедший вихрь выносит слушателя обратно в барочную тему, а следом — на феерическую каденцию.

Во втором отделении концерта состоялась премьера возрождённого Концерта C-dur для арфы с оркестром Николая Парфёнова. Вместе с солисткой на сцене был камерный оркестр Московской консерватории под руководством Феликса Коробова и дирижёр Фёдор Безносиков. До недавнего времени Концерт считался безвозвратно утраченным, разделившим трагичную судьбу своего автора. Однако в прошлом году рукописи были найдены. Профессор Московской консерватории, композитор Валерий Кикта представил реконструкцию произведения несправедливо репрессированного музыканта — и это был лучший подарок ко дню любви, красоты и женственности.

Валерий Кикта, Софья Кипрская, Фёдор Безносиков и ведущий концерта Александр Баранов

Три части Концерта, исполняемые без перерыва, складываются в единый образ, который хочется назвать «счастье» и никак иначе. Первая часть рисует картину безмятежного пейзажа с перезвонами ручейков, щебетом птиц и проплывающими над головой облаками. Вторая часть — сама нежность. Оркестр будто пытается вырваться из сладкого плена, стремится поддать огоньку, но партия арфы возвращает свою парящую невесомую тему, как ответ на любые вопросы. Наконец, третья часть — очаровательный девичий танец. Музыка сочетает лёгкость и игривость с проникновенностью и искренностью. Соло арфы — задушевный разговор со слушателем, в котором говорящего всё больше захлёстывают эмоции. И вот уже бурные пассажи утопают в море обертонов, оркестр подхватывает тему на accelerando, и Концерт завершается. Публика упорно продолжала аплодировать, так что Софья повторила на бис вторую часть Концерта.