В этом году среди номинантов на «Оскар», не взявших основной приз, появился любопытный фильм американского режиссёра Тодда Филда «Тар». Он получил неоднозначные отклики профессионалов и публики. Попробуем разобраться, что вызвало такую реакцию и в чем сильные и слабые стороны этой картины.
Главная героиня фильма – Лидия Тар, знаменитый дирижёр. Она руководит Берлинским филармоническим оркестром, играет с ведущими коллективами Европы, организует школу для женщин-дирижёров, вращается в высшем свете. Для тех, кто сомневается в величии Тар, неоднократно повторяют: она – ученица Леонарда Бернстайна. Поначалу атмосфера академической музыкальной среды завораживает, а Лидия Тар, которую блестяще играет Кейт Бланшетт, уже получившая за эту роль в прошлом сезоне Кубок Вольпи, «Золотой глобус» и премию BAFTA, приковывает внимание внутренней силой и харизмой. Но обаяние строгих движений, тонких разговоров, остро наточенных карандашей и красивых бокалов чарует ровно до тех пор, пока история не поворачивается к нам неприятной бессознательной изнанкой.
Несколько неосторожных слов, интриги, неприглядное видео в интернете, один большой скандал на сцене – и нить этого повествования, а вместе с ней и Лидия Тар, растянутая в стороны внутренними и внешними противоречиями, лопается, как перетянутая струна.
Она сходит с ума от звука метронома и мучается дурными предчувствиями, проявляет повышенный интерес к молодым ученицам и, сталкиваясь с проблемами в семье, бросает приемную дочь, а после ряда неудачных кадровых решений в оркестре, которые приводят к краху ее карьеры, бежит в Таиланд. Пока общественное мнение отменяет ее, Лидия Тар отменяет себя.
Понятно, почему американской скрипачке и дирижеру Марин Элсоп, которая стала прототипом Лидии Тар, фильм пришёлся не по вкусу. Вообще, трудно представить, как должен выглядеть тот, кто скажет: «Это про меня». С героем, которого мы видим в начале фильма, такое произойти попросту не могло. Дисциплина и самообладание, которые в дирижёре, да и в любом настоящем музыканте, воспитываются с младых ногтей, не позволили бы ей так себя вести или, по крайне мере, ей хватило бы сил, ума и хитрости превозмочь обстоятельства. Заслуженное величие всегда основано на чем-то реальном.
Откровенные спекуляции на чересчур популярных темах вызывают отвращение. Вместо Пятой симфонии Малера великая дирижёрка, спасающаяся от преследователей в Таиланде, получает наложницу под номером пять и несварение желудка.
Под набивающим оскомину соусом Тар нам подали несвежую историю о харрасменте, однополой любви и cancel culture. А итоговая метафора – исполнение музыки из компьютерной игры с заштатным оркестром – кроме того, что комкает финал, обнаруживает истинную цену этого сюжета.