15 февраля Российский национальный музей музыки запустил выставку,
посвященную творчеству Сергея Прокофьева в области кино. Выставка
расположилась в доме самого композитора в Камергерском переулке,
который с 2008 года стал именным музеем.

XX век богат творческими союзами режиссеров и композиторов. Один из них
— это Сергей Эйзенштейн и Сергей Прокофьев. Их тандем прославили
кинокартины: «Александр Невский» и «Иван Грозный». Об этих двух гениях
и пойдет речь.

Выставка логично выстроена по своему содержанию. Увертюрой к
небольшому кинопутешествию стало несколько забавных историй о
взаимоотношениях двух творцов.

Вот одна из них: В 1935 и 1938 гг. художники Кукрыниксы создали серию
веселых скульптур на деятелей культуры. Гуляя как-то по Арбату,
Эйзенштейн зашел в магазин посуды и обнаружил скульптурный шарж на
Прокофьева. Эйзенштейн позвонил коллеге и сказал: «Сергей Сергеич! А я и
не знал, — ты, оказывается, посуда».

Первое действие выставки посвящено фильму «Александр Невский». Фото
съемок, вырезки из газеты, экземпляры рукописной партитуры, афиша — всё
это сохранилось до наших дней. Отдельно впечатлила схема вертикального
монтажа с кадрами, нотами и схемами изображения и движения.
Сопровождением ко всей выставке стали работы Прокофьева и Эйзенштейна:
звукозаписи самых ярких музыкальных номеров и большой экран с
эпизодами из фильмов.

Следом идет второе действие — фильм «Иван Грозный». Здесь на первый
план выдвигаются эскизы Эйзенштейна. Как известно, он был отличным
художником. Интересно, что Прокофьев писал музыку исключительно по
рисункам режиссера. На это его натолкнул один неудачный опыт. Как-то раз
композитор сочинил музыку к фрагменту фильма по устным описаниям
режиссера. Эйзенштейн был недоволен характером музыки, сказав, что
Прокофьев уловил его неверно. Помимо эскизов режиссера, стоит обратить
внимание на костюмы актеров. Здесь представлены две боярские шубы, а
также костюм шута и колет пажа.

На этом история творческого союза двух гениев подходит к концу. Но
авторы выставки не заканчивают свою работу.

Далее приближается финал в нетрадиционном умеренном темпе: еще
несколько фильмов с кратким описанием, над которыми работал Прокофьев
в содружестве с другими режиссерами. Это кинокартины «Котовский» и
«Поручик Киже» режиссера Александра Файнциммера и два не выпущенных
на экраны фильма: «Лермонтов» Альберта Гендельштейна и «Пиковая дама»
Михаила Ромма. Сергей Прокофьев и его музыка к кино прошли нелегкий
путь. Из восьми фильмов с его участием в прокат вышло только пять.

Подобные мини-выставки с узкой жанровой направленностью позволяют
зрителям лучше погружаться, а может и изучать конкретный пласт работы
творцов. Данная выставка будет познавательна не только музыкантам,
актерам, режиссерам, но и людям, не приближенным к творческой
профессии. Если вы захотите узнать о работе и взаимоотношениях двух
Сергеев кратко и по делу, то спешите в музей С. С. Прокофьева.

В наше время многие страдают от большой информационной нагрузки.
Музеи, выставки перегружены потоком текстов, картинок, различных
описаний и дополнений. Мы порой не можем понять, какая информация
важна, а какая нет, и на чём именно нужно сконцентрироваться. Выставка
«Прокофьев. Камера! Мотор! Музыка!» отличилась своей лаконичностью: не
было лишних текстовых материалов, удалось прочитать каждый стенд и
абзац. В наше время это особенно актуально, ведь почти каждый человек
постоянно куда-то спешит и находится в темповой динамике.

Было бы здорово, если к юбилеям известных деятелей искусств, например,
того же Сергея Прокофьева, запустить жанровый марафон в виде выставок.
Как вариант: «Фортепианная музыка Прокофьева», «Опера в творчестве
Прокофьева», «Балет» и т. д.

Думаю, в этом случае любая информация: эксклюзивные письма, истории,
афиши, рукописные партитуры ценились бы нами в большей степени.