26 и 27 марта в Музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко состоялись последние в этом сезоне показы легендарного балета Владимира Бурмейстера «Снегурочка». Спектакли были посвящены 200-летию Александра Островского, которое широко отмечается в этом году. А последнее представление прошло в Международный день театра.

Одна из долгожительниц репертуара труппы, «Снегурочка» радует уже не одно поколение зрителей — она родилась в 1963 году. А в 2001 ее подчистил тогдашний главный балетмейстер театра Дмитрий Брянцев —  благодаря ему спектакль обрел стройную двухактную композицию. Но главной изюминкой постановки стало новое оформление, выполненное Владимиром Арефьевым. Легкое и ненавязчивое, состоящее как будто бы из ажурных снежных узоров, оно создает на сцене настоящую сказку и до сих пор выглядит очень современно и актуально.

Музыкальная партитура «Снегурочки» собрана из различных произведений Петра Чайковского (кстати, Бурмейстер был его двоюродным внуком). В нее вошли: Первая симфония, Финал серенады для струнных, переложенные для оркестра фортепианные и вокальные сочинения. Удивительным образом она получилась очень цельной и единой. В этом  «четвертом» балете Чайковский предстает утонченным лириком и человеком, безмерно любящим и восхищающимся русской культурой — практически каждый музыкальный фрагмент балета насыщен интонациями славянского мелоса.

«Снегурочка» — настоящая балетная поэма. Каждое движение, каждый поворот кисти, головы здесь несет смысл. Гениальный балетмейстер называл танцовщиков своей труппы «актерами» — в этом заключается суть в том числе и «Снегурочки». Любой артист кордебалета здесь живое лицо, имеющее свою линию поведения, а не представитель холодной и безжизненной массы. Партии же главных героев построены так, что солисты могут преподносить их с абсолютно разных сторон. Театралы специально ходят на Снегурочек в исполнении солисток труппы — каждая из них создает неповторимый, непохожий на интерпретацию коллег образ.

В этот вечер заглавную роль исполняла Ксения Шевцова — одна из самых интересных балерин современного поколения. Ее Снегурочка лишена аморфности, наивности и какой бы то ни было лубочной детской сказочности. Это абсолютно фантастическое существо, заинтересовавшееся человеческим миром и проникшее в нашу реальность. Она совсем не любит Мизгиря, через него Снегурочка Шевцовой пытается постигнуть земные радости и горести, узнать, что такое людские взаимоотношения. Именно от невозможности понять человеческие чувства (ведь по своей природе она нейтральна), героиня Ксении умирает. Как яркая романтическая балерина, Шевцова добавила стилистику этого направления тексту Бурмейстера. Ее Снегурочке присущи гравюрность поз, удивительная воздушность и невесомость, она своего рода русская Сильфида. Но балерина сообщает своему персонажу не только романтические черты — в некоторых эпизодах, например, в сцене с тремя парнями, эта славянская ундина откровенно кокетлива и даже лукава, а где-то Шевцова добавляет в образ неземного существа эротические нотки.

Прекрасен Мизгирь в интерпретации Евгения Жукова — это одна из лучших ролей артиста. В начале простой деревенский парень, благодаря Снегурочке он становится «поэтом», романтическим героем, стремящимся к своему идеалу. Но как мы знаем (в том числе и по «Сильфиде»), реальность и манящее прекрасное несовместимы. Не мысля жизни без любимой, Мизгирь, лишает себя жизни. Благодаря дуэту Жукова и Шевцовой в спектакле появилась тема зависимости в отношениях — ведь в данном случае Мизгирь целиком и полностью поглощен только Снегурочкой, а та, в свою очередь, постоянно дает ему «подпитку» для постоянного преклонения перед ней.

Хороша Елена Соломянко в партии Купавы — своим лиризмом и беззащитностью она оттеняла романтический демонизм Снегурочки Шевцовой. Интересно строит роль Леля Георги Смилевски-младший. В последней редакции балета из-за купюр этот герой отошел на задний план. Ореола избранности, которым наделен этот персонаж, например, в опере Николая Римского-Корсакова, у героя в спектакле Бурмейстера нет. Смилевски-младший делает из него первого сердцееда на деревне — он норовит пристать то к одной девушке, то к другой. Не обходит он вниманием и Снегурочку.

Роль Бобылихи в этот вечер впервые исполнила Асия Рыбакова. Этого персонажа в постановке Бурмейстера могут играть как мужчины, так и женщины. Дебютантка не уступала своим опытным коллегам — Роману Миллеру, Антону Домашеву, Яне Большаниной. Она не переигрывала и при этом была очень смешна и остроумна. Вместе с обаятельнейшим Денисом Акинфеевым — Бобылем они составили колоритный дуэт, жизненные комические перепитии которого вызывали у публики радостный смех.

Фото: Карина Житкова