Нельзя сказать, что пьеса «Красавец мужчина» забыта или малоизвестна — к ней частенько обращаются различные театры, но такой широкой известности как, например, «Гроза» или «Бесприданница» она не получила. В Малом театре, известном как «Дом Островского» это произведение ставилось всего два раза — и с перерывом в сто лет. Третья сценическая интерпретация появилась тут относительно недавно — в конце 2019 года.
«Красавец мужчина» — произведение весьма широкое по своим компонентам. В нем есть как исключительно комедийные элементы, так и драматические эпизоды (линия, связанная с судьбой Зои). Не гнушается Островский использовать и откровенно водевильный прием — буффонаду (сцена знакомства мнимой Оболдуевой с Аполлоном). Режиссеру весьма непросто все это скрепить и при этом остаться верным драматургу. Вспоминается знаменитый фильм 1978 года с блистательным актерским составом — мы видим Марину Неелову, Олега Табакова, Людмилу Гурченко, Нину Ургант, Лию Ахеджакову, Льва Дурова, Михаила Козакова. Однако гиганты кино тонут в неправильно поданной концепции — постановщик Маргарита Микаэлян сделала из шедевра Островского салонную французскую комедию…
Режиссер Малого театра Василий Федоров посмотрел на пьесу гораздо шире, учтя все ее особенности и представил ее максимально академично, но с современным посылом — вневременной текст драматурга дает повод к диалогу со зрителем.
Картинка (художник — Андрей Сергеев) выдержана в духе эпохи — роскошные зеленые, розово-лиловые будуары сочетаются с поражающими глаз своей пышностью женскими нарядами и элегантными мужскими костюмами по моде 1880-х. А вкрадчивая и таинственная музыка (композитор — Эдуард Глейзер) создает таинственную ауру.
Тема денег — важнейшая в творчестве Островского, в «Красавце мужчине» достигает своего апогея. Герои пьесы только о них и думают и говорят. Аполлон Окоемов, обворовавший за шесть лет брака свою собственную жену и понявший, что жить больше не на что, решает развестись с ней и охмурить миллионершу Оболдуеву. И если бы не хитроумный план дяди Зои Окоемовой и его верной сообщницы Сосипатры Семеновны, героиня осталась бы ни с чем!
Лидия Милюзина — ведущая актриса Малого театра в наше время, по своему типажу идеальна для кротких и нежных героинь 19 века. Ее Зоя безмерно любит своего мужа, который по своей сути — альфонс. Она даже готова унизиться перед ним ради того, чтобы не терять мужа (до мурашек впечатляет сцена, где она становится на колени перед ним и говорит « Я раба твоя»). Женщина проходит путь от беспечно смотрящего на мир человека до героини, перенесшей «ужасную пытку». Однако она все так же продолжает любить безнравственного Окоемова и ждет его исправления, чтобы снова быть вместе…
Режиссер Федоров нам ясно показывает, что такие, как герой Максима Хрусталева неизменны. Наглый, безнравственный и эгоистичный мужчина даже после такого жестокого разоблачения, какое свершили над ним, все равно будет дальше прожигать свою жизнь и портить людям их судьбы. Однако в пьесе есть тот, кто руководит действиями Аполлона и подталкивает его на совершение мерзких действий — это Никандр Семеныч Лупачев, желающий добиться руки Зои после того, как она будет морально уничтожена своим мужем. Эту роль как бы исподтишка проводит Олег Доброван.
Островский, как всегда, настоящий мастер по выписыванию остро характерных типажей. Таков, например, дядюшка Зои, ее спаситель Наум Федотыч Лотохин в бенефисном исполнении Дмитрия Кознова — что ни фраза из его уст, то истинный бриллиант. Федор Петрович Олешунин — откровенно не блистающий красотой молодой человек в интерпретации Алексея Коновалова лишается водевильных черт и становится несчастным малым, трогательным и прелестным в своей искренности и чистоте. Аристократична и изысканна в своих манерах дальновидная и практичная Сосипатра Семеновна — Ольга Молочная, которая тоже играет с таким куражом и гранд-подачей, что диву даешься! Но первое место в этом спектакле все же остается за Екатериной Базаровой, у которой аж две роли, и в обеих она предельно убедительна и органична. Первая — пожилая дама Аполлинария Антонова, которая не прочь пофлиртовать с молоденькими мальчиками. В итоге за такого юного красавца — Жоржа она в финале и выходит замуж. Вторая героиня Базаровой — наивная и глупенькая племянница Лотохина Сусанна Сергеевна Лундышева, которая мечтает об Окоемове, думая, что он порядочный человек. Есть и третья «роль» — госпожа Оболдуева, которой претворяется Сусанна Сергеевна, чтобы проверить-разыграть Аполлона. Предельно комически заостренный рисунок интерпретации Базаровой дает публике редчайшую возможность насладиться и ее глубоким контральтовым голосом, который она виртуозно использует для создания полного сценического рисунка своих характеров, и потрясающе отменной мимикой. Базарова своего рода Раневская нашего времени, спектакли с ее участием пропускать просто нельзя. Любовь народа надо заслужить: актрису встречают аплодисментами, как истинную легенду Малого театра.
Чуть расширен финал — к последнему монологу Зои, в котором она прощается с мужем, режиссер добавил задорную сцену, чтобы зрителю не было совсем уж грустно. В санях под русскую разухабистую песню появляется счастливая Аполлинария Антоновна с новоиспеченным молодым мужем в сопровождении других героев пьесы. Федоров учит, что надо уметь радоваться жизни, даже несмотря на все те сюрпризы, которая она преподносит.
Фото: Евгений Люлюкин