21 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялся концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Ел.Ф. Гнесиной. Российский национальный молодежный симфонический оркестр, дирижер Александр Лазарев и пианист Константин Емельянов посвятили легенде российской музыкальной педагогики произведения Моцарта и Рихарда Штрауса. Концерт посетила Лилия Соловьёва.
В первом отделении прозвучал фортепианный концерт Моцарта 20 ре минор, в котором оркестр и солист показали себя чуткими и внимательными интерпретаторами музыки XVIII века.
С самого начала дирижёр повел за собой весь оркестр, а вместе с ним и зал. В какой-то момент (по-видимому, случайно) он громогласно топнул ногой, добавив живости началу. От его рук невозможно было отвести глаз — страсть, замирание, живость и ласка — всё было сосредоточено в их движениях, на которые чутко откликался оркестр.
Вступление Константина Емельянова не могло не заострить на себе внимание: его руки, кажется, в совершенстве владеют искусством штриха, а уши — искусством звука. Манера игры солиста напомнило лапки кота — мягкие, пушистые, но с коготками, в любой момент способными изящно выцепить необходимое звукоизвлечение.
В средней части произведения ощущалась абсолютно неразрывная связь оркестра, дирижера и солиста. Звук перетекал из одной партии в другую самым естественным образом, создавая непрерывный музыкальный поток.
Финал концерта пронесся вихрем и вызвал бурные аплодисменты: четырежды пианист с дирижёром выходили на поклоны.
После антракта прозвучала «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса. Показалось, что этот репертуарный выбор мог быть продиктован не только яркостью и виртуозностью музыкального материала симфонии, но и в том числе желанием музыкантов воссоздать на сцене образ и атмосферу домашнего уюта, посвятив их семье Гнесиных.
Бурное и мощное начало поразило своей монументальностью. На его фоне особенно выделилась прозрачность проведения тем и коротких реплик у духовых инструментов. Интересно, что в эпизодах, где отчетливо слышен штраусовский юмор, Александр Лазарев разворачивался к залу и дирижировал им вместо оркестрантов. То же он проделал и на пианиссимо в «Грустном вальсе» Сибелиуса, сыгранном на бис после бурных оваций.
Весь концерт артисты ни на минуту не отпускали внимание зрителей. Такое исполнение Елена Фабиановна бы оценила высоко.