Долгожданное событие для любителей искусства произошло в конце января — столичные музеи открылись после долгого перерыва. Из-за закрытых границ путешествовать пока невозможно, поэтому выставки оказались единственным способом вживую познакомиться с искусством других стран. Главный центр внеевропейской культуры в Москве — это Музей Востока. Помимо постоянной экспозиции, посвящённой азиатским странам, открылись и временные выставки, большинство из которых проходит до конца февраля.
Одна из них — «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков» —представляет декоративно-прикладное искусство Турции: расписную фаянсовую посуду, изразцы, драгоценные ткани с вышивками и ковры. В первом разделе выставки рассказывается о возникновении османского стиля с особыми цветочными узорами из тюльпанов, роз, гиацинтов, нарциссов и гвоздик, которые отсылают к образу райского сада. Поздний период — время усилившегося влияния на Османскую империю европейской культуры — представлен во второй части экспозиции, которая получилась цельной и разносторонней. Закрытие выставки состоится 23 февраля.
«Кто есть я? Что представляет собой общество, в котором я живу?» — такие вопросы поднимает японский художник Кавати Сэйко в необычных гравюрах, которые можно увидеть на экспозиции «Полет над Хокусаем». Важная особенность стиля мастера — авторский подход к технике ксилографии, традиционной дальневосточной печатной графики. Благодаря тому, что чёрный контур Сэйко наносит на картину в последнюю очередь, создаётся ощущение порывистости и тревожности. Главные герои многих гравюр Кавати — летящие петухи, олицетворяющие страхи людей перед миром. Часто художник обращается к образам классического искусства Японии: это может быть знаменитая гравюра Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагава» или шедевр архитектуры — вилла членов императорской семьи Кацура, построенная в XVII столетии. Увидеть гравюры Кавати Сэйко можно до 10 марта.
Яркая живопись советской художницы Лидии Фёдоровны Архиповой представлена на выставке «Лидия. Африканские сны». Творчество Архиповой охватывает разные жанры: натюрморты, портреты, пейзажи, бытовые сцены. Все картины необычайно красочны; для них характерны округленность линий и техника крупных мазков. Такой взгляд на мир и круг интересов сформировались по нескольким причинам. Во-первых, отец Лидии, Фёдор Томас, был известным в дореволюционной России афроамериканцем. Во-вторых, художница много путешествовала по Африке, Индии и Средней Азии. А еще её творчеству присуща удивительная музыкальность, и это тоже неслучайно: Лидия Архипова с детства играла на фортепиано и сочиняла. Экспозиция проходит до 28 февраля.
В центре выставки «Дети дождя: ногом, теллем и догоны» — религиозная и бытовая скульптура, предметы обихода народов Республики Мали. Экспонаты были найдены научно-исследовательской экспедицией Института востоковедения РАН при участии Музея Востока. Также в экспозиции рассказывается о работе сотрудников лаборатории, которые применили новые методы в изучении африканской культуры. Заключительный день выставки — 28 февраля.
Другая научная экспозиция — «Путешествие в страну Куш» — посвящена Нубийской археологической экспедиции АН СССР, проходившей под эгидой ЮНЕСКО. В Музее Востока можно увидеть предметы, найденные советскими учеными, фотографии, рисунки и документальный фильм о том, как спасали древние культурные ценности. За два сезона с 1961 по 1963 годы были обнаружены памятники разных эпох, начиная с верхнего палеолита, в том числе более двухсот древнеегипетских надписей. Познакомиться с результатами работы экспедиции можно до 28 февраля.
В красочный мир Востока можно также погрузиться в центре современного искусства «Винзавод», где в галерее Тотибадзе проходит выставка «Мой Тбилиси». Художница Наталия Флоренская представила работы, созданные за весну и лето 2020 года, когда путешествие в родную Грузию превратилось в неожиданное карантинное приключение. Наслаждаясь этими пейзажами, словно переносишься в жаркий Тбилиси с его знаменитыми двориками и маленькими улицами, овощными и цветочными прилавками, древними храмами, смотрящими на город с высоких холмов. В выставочном пространстве картины сгруппированы по сюжетам и цветовому балансу, что усиливает ощущение прогулки по городу. Даты проведения — с 5 февраля по 21 марта.
«Индия. Новое искусство» — масштабный проект, организованный Новой Третьяковкой и Музеем искусств Киран Надар. «Экспозиция откроет новые горизонты в понимании широты и значимости современной индийской арт-сцены», — отметила Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи. Выставку ожидали ещё в июне прошлого года, но из-за пандемии было принято решение перенести её на март 2021-го. Киран Надар, основательница Музея искусств, назвала экспозицию «уникальным обзором современного индийского искусства». Свои работы представят более шестидесяти художников разных поколений.