Посвятить себя музыке… не каждый на это решится. Задумывались ли вы, как сами музыканты относятся к своей профессии, в том числе, студенты-гнесинцы? Не пожалели ли они о своём выборе и хотели бы что-то изменить? Об этом – наше коллективное интервью.
1. Ты рад(а) тому, что твоя жизнь связана с музыкой или жалеешь об этом?
Влада Константинова, фортепиано, магистратура, 2 курс
— Конечно, рада. Я уже давно не вижу себя в других сферах деятельности. С 5-ти лет играю и уже, как бык, упёрлась в одну точку – настолько привыкла. И кажется, чем-то другим заниматься не могу. Я многого ещё не достигла. И возможно, в прошлом мне чего-то недодали. Теперь пытаюсь это восполнить.
Профессия пианиста для меня – скорее всего, счастье. В детстве я думала, что занятия музыкой – это рок, я не хотела заниматься. У меня были ужасные уроки, где били по рукам, летали ноты. Но родители настояли, к тому же вскоре у меня поменялся преподаватель, и всё пошло по-другому. Музыка идёт по жизни за каждым, без неё никак. Тем более, сейчас классика поднялась на один уровень с другими музыкальными жанрами: люди начали посещать концерты, это становится востребованным. А ещё музыка успокаивает. Есть много случаев, когда она излечивала людей.
Павел Аксёнов, инструменты эстрадного оркестра (тромбон), бакалавриат, 1 курс
-Если бы я был не рад, я бы этим не занимался. Музыка дарит возможность общаться с разными людьми, и я, как ценитель красивых человеческих взаимоотношений, стремлюсь к тому, чтобы в моём окружении каждый человек был жутко интересным мне, уникальным, чтобы он меня «цеплял». И вот среди музыкантов я как раз нахожу для себя такой круг общения. Мне нравится вращаться в этой сфере, постоянно находиться в поиске интересных человеческих душ.
Елизавета Телятникова, хоровое народное пение, бакалавриат, 3 курс
— С детства мне очень хотелось заниматься музыкой. Я всю жизнь к этому шла, начиная с музыкальной школы, затем в колледже и сейчас в академии. Поступала я сюда осознанно. И в другой профессии себя не представляю, других вариантов даже не рассматривала. Поэтому я рада, что связала свою жизнь с музыкой.
Анастасия Куликова, музыковед, бакалавриат, 1 курс
— Иногда хочется заниматься чем-то другим, но эти мысли быстро уходят — всё-таки музыке посвящено уже более четырнадцати лет жизни. Я уже и не думаю о других сферах деятельности.
Ольга Зоричева, хоровое народное пение, бакалавриат, 4 курс
— Я безусловно рада тому, что выбрала именно музыку. Считаю, что профессия музыканта и, вообще, любая творческая профессия – самый лучший выбор. Единственный минус – финансовый вопрос. Также мне хотелось бы больше погрузиться в театральную сферу. Если бы я не была музыкантом, я бы, наверное, пошла в театр. Но на данный момент я не представляю свою жизнь без музыки.
Орзу Нуруллоева, компьютерная музыка и аранжировка, бакалавриат, 1 курс
— Я однозначно счастлива. Иногда задумываюсь: а где еще я могла бы реализоваться? Я могла бы, например, заняться танцами или живописью, но это всё равно это была бы творческая профессия. Сейчас я чувствую себя в своей тарелке и мне очень комфортно.
2. Какие качества помогают тебе в освоении профессии, а каких не достаёт?
— Влада: Помогают: трудолюбие, упорство и желание заниматься музыкой. Не достаёт: таланта (смеётся). Мало таланта, что поделать! Но трудолюбие это покрывает!
— Паша: Самое важное для меня качество – открытость миру, новым ощущениям и эмоциям. Мне хочется постоянно изучать что-то новое, быть в постоянном движении. И в своём исполнении я умею воспроизвести то, что получил от мира, — например, впечатления от прекрасной архитектуры. Не достаёт: терпения, усидчивости и дисциплины.
— Лиза: Помогают: хорошая память — мне достаточно пару раз что-то послушать, чтобы быстро запомнить. Это помогает мне и в жизни. То есть учёба для меня — не мучение. Кроме того, я могу увлекаться. Если предмет мне интересен, я в него погружаюсь, и потом это приносит свои плоды. Поэтому я не мучаюсь, не зубрю и зубрилкой никогда не была. Из музыкальных способностей в хоровом пении мне помогает хороший гармонический слух. Не достаёт: собранности, организованности. Хоровик – это, прежде всего, руководитель. Безалаберный руководитель не сможет организовать коллектив.
— Настя: Я могу полностью погружаться в рабочий процесс – заниматься чем-то конкретным, не отвлекаясь на посторонние предметы. Не достаёт, наверное, интереса к другим сферам, которые близки моей основной специальности.
— Оля: Помогают: внимательность, в частности, слуховая, потому что если ты плохо концентрируешься на звучащем материале, ты не сможешь в дальнейшем воспроизвести то, что звучит. Также помогают: любознательность, интерес к старине, сопереживание, широкий кругозор — поэтому нет зацикленности только на фольклоре. Нельзя быть однобоким: чем больше багаж твоих познаний, тем шире ты можешь посмотреть даже на самую простую вещь и больше в ней увидеть. Еще помогают стремление к новому и в то же время, трепетное отношение к старому. Не достаёт: времени (смеётся), усидчивости, потому что в некоторых моментах требуется длительная концентрация на одной вещи. А мне нужно несколько подходов, для того чтобы закрепить один и тот же материал.
— Орзу: Помогает любопытство. Хотя, признаюсь, иногда оно даже мешает. Но художнику, в широком смысле слова, необходимо быть развитым не только в своей узкой специализации. Нужно и читать, и разбираться в живописи, вообще, смотреть, что происходит в окружающем мире. Ведь как художник я воплощаю действительность, а как я могу ее воплотить, если не выхожу из своей комнаты? Не достаёт: усидчивости. Мне кажется, что я мало занимаюсь. Порой могу целый день просидеть за компьютером, усердно проработать за инструментом, но бывает, что — ну вот не хочу сегодня и всё! Иногда моё «я», которое заставляет заниматься, пересиливает, например, как сегодня: я приехала в академию к 9-ти утра, а могла бы поспать, потому что пары у меня начинались только в половину третьего.
3. Нравится ли тебе сам учебный процесс? Или хотелось бы что-то изменить или добавить?
— Влада: Всё отлично, всего хватает, но хотелось бы убрать диссертацию!
— Паша: В учебном процессе есть всё, что нужно. Какой смысл отрицать действительность? Вот есть общеобразовательные предметы, на которых мне скучно сидеть. Но, тем не менее, я считаю, что это всё в комплексе что-то мне даёт. И даже если кажется, что можно что-то сделать лучше, это ложное ощущение, потому что можно и из реально происходящего взять для себя множество полезных
вещей. Поэтому я не люблю особо что-то менять, просто приспосабливаюсь к сложившейся ситуации и уже работаю на неё. Добавить же можно всё, что угодно. Я бы добавил часовый перерыв или даже 2-хчасовой, бесплатную еду в столовой (смеётся). А еще возможность вообще не ходить на пары, которые тебе не нравятся, и выбирать интересные для тебя предметы, как в американской системе обучения. Я следую древней мысли: «Всё будет так, как должно быть, даже если оно будет иначе» [цитируется Владимир Леви – прим. ред.]. Всё будет классно!
— Лиза: Я считаю, что у нас в целом всё правильно организовано. И не думаю, что можно что-то кардинально поменять. Но знаю, что наша кафедра, когда только создавалась, очень щепетильно относилась ко всем академическим дисциплинам вроде дирижирования, сольфеджио, гармонии и т. д. А сейчас они даются на облегчённом уровне, хотя эти предметы очень важны для нас! Если бы сейчас уделялось столько же времени и внимания теоретическому образованию хоровиков, как раньше, это было бы очень хорошо.
— Настя: В целом, учебный процесс мне нравится. Особенно хорошо то, что почти на всех предметах рассматриваются явления и события, происходившие в одно и то же время, то есть нет разброса по разным периодам истории и, как следствие, путаницы в голове. Информация, полученная на одном предмете, может помочь на другом. Но лично мне уже сейчас не хватает такого предмета, как анализ форм — он появится только на старших курсах. Ну, и хотелось бы, чтобы были занятия вокалом. Мне кажется, такие навыки пригодились бы на сольфеджио.
— Оля: Мне не нравится некоторая халатность — как со стороны студентов, так и педагогов. У нас в академии масса заслуженных деятелей культуры, профессоров, доцентов и так далее. Но при этом иногда мне не хватает глубины. Бывает, смотришь в расписание или учебный план и видишь названия дисциплин, которые настраивают на то, что это будет какой-то увлекательный предмет. А по факту вся его увлекательность заканчивается на первом занятии. То есть первый раз ты восхитился, а потом уже создаётся ощущение, будто совсем небольшой объем информации растягивается на полгода, словно из пальца высасывают. Или же, наоборот, педагог, имеющий огромный багаж знаний, неструктурированно излагает темы, поэтому ты не можешь как следует вникнуть в материал. Также мне бы хотелось добавить больше взаимодействия между кафедрами. Сейчас в целом инструменталисты, хоровики, дирижёры, вокалисты развиваются отдельно друг от друга. Хотелось бы какого-то творческого обмена между кафедрами, может, так родились бы интересные эксперименты. У нас есть потрясающая кафедра ИТК, где есть отделение композиции, и композиторы пишут для разных, в том числе необычных составов. Например, я недавно выступала в таком: альтовая домра, гобой и народное сопрано. Почему бы не проводить больше таких экспериментов, могло бы получиться что-то интересное! Маловато молодых педагогов. Взгляды педагогов старшего поколения, старой школы в некоторых отношениях устарели. С одной стороны, мы должны чтить традиции, с другой – давать дорогу молодому поколению, у которого тоже свой взгляд на какие-то вопросы.
— Орзу: Мне очень не хватает такого предмета, как дирижирование. Как будущий композитор, я однозначно столкнусь с оркестром. Когда композитор владеет дирижерскими навыками, то, даже если он не будет дирижировать сам, сумеет точнее донести свою идею до маэстро и музыкантов. Я знаю, что композиторы специалитета имеют возможность взять этот предмет в качестве факультатива на каком-то курсе, а на нашей кафедре такой возможности, к сожалению, нет. Если говорить о количестве часов по специальности, то я считаю, что одной пары в неделю вполне достаточно, тем более, для композитора. Скажем, сегодня я сочинила пять страниц, а за всю прошлую неделю выжала из себя только две строчки. Мне кажется, мы уже переросли тот возраст, когда занимаются только потому, что завтра урок.
4. Какие у тебя есть увлечения, кроме музыки?
— Влада: Нет других увлечений, я фанатик музыки.
— Паша: Прогулки, поход в театр, просмотр интересных философских фильмов, чтобы прям за душу взяло, например, «Голгофа», «Залечь на дно в Брюгге», «Лучшее предложение». Еще чтение книг. Очень люблю Достоевского.
— Лиза: Моё любимое увлечение – ничегонеделание, релаксация (смеётся), — назовем это так. Если серьёзно, то чтение. С детства я в этом находила отдушину. Правда, чтение приходило на помощь, когда возникали какие-то проблемы в личной жизни, то есть когда мало общения, нужно куда-то себя деть. Любимые книги – научная фантастика. Это всё мой папа, так как он — ребёнок 60-70-х — любил читать мне такую литературу. Это Стругацкие, Беляев, Лем. А ещё я люблю антиутопии, потому что после прочтения ты понимаешь, какие минусы есть у нас, и что они не настолько страшные, как в книге. После этого смотришь на наш мир и думаешь: «Ну, не идеально, конечно, но и не так жёстко».
— Настя: Увлечения, кроме музыки… Сложный вопрос. Я люблю читать книги, ходить на драматические спектакли, смотреть фильмы и сериалы. Вообще, у меня не особо много остается времени и сил на какие-то увлечения. То же чтение или просмотры фильмов – это, скорее, отдых, чем увлечение.
— Оля: Я интересуюсь народным текстилем и в свободное время изучаю крой, техники вышивки и частично воплощаю это в реальности. Я люблю театр, балет, например, постановки Ноймайера, его «Анну Каренину» с музыкой Шнитке и Чайковского. Люблю посещать театр Вахтангова и студенческие театральные мастерские. Я много путешествую, мне нравится изучать новые места, культуру разных стран. Меня очень вдохновляет и впечатляет японская культура. Мечтаю однажды там побывать. Ну а на данный момент, больше всего мне понравилось в Праге, Амстердаме и Париже. Ещё я увлекаюсь парфюмерией и историей парфюмерных домов.
— Орзу: Я очень интересуюсь кино и самим процессом съемок. Изучаю, как правильно выбирать планы и ракурсы, занимаюсь монтажом. Мы, композиторы снимаем на видео исполнение своих произведений — это же архив, память. Кроме того, сегодня композитор – это такая мультипрофессия. Ты должен уметь и сочинять, и пользоваться компьютером, и выкладывать свои произведения в Интернете, т.е. продвигать их. Вообще, если бы у меня была аппаратура, я бы, наверное, сняла какой-нибудь короткометражный фильм.