В сентябре 2021 года на кафедре музыкальной журналистики приступила к
работе новый преподаватель – Елена Григорьевна Казанцева. Выпускница
Гнесинки, Елена Григорьевна около 20 лет работала на телеканале «Культура»
корреспондентом, а затем шеф-редактором «Новостей культуры», и теперь
бесценным профессиональным опытом она будет делиться со студентами-
журналистами.
О том, что для нее значит Академия, каковы перспективы арт-
журналистики и какими качествами должен обладать хороший журналист,
Елена Григорьевна Казанцева рассказала в беседе с Вадимом Симоновым.
– Елена Григорьевна, спустя почти четверть века после окончания
Гнесинки вы вернулись в ее стены уже в качестве преподавателя. Какой
Академия видится вам сейчас? Что осталось неизменным? Какие, по
вашему мнению, трансформации произошли в вузе за эти годы?
– Академия стала более современной – появились новые интересные кафедры,
стали использоваться новые форматы преподавания, стало больше практики.
Особенно это касается кафедр, где важно выпустить хорошего специалиста,
готового работать, как говорят в журналистике, в поле. Когда мы закончили
Гнесинку, нам – выпускникам-музыковедам – приходилось проходить большой
путь обучения в очень сжатые сроки – кому были нужны мы, журналисты без
опыта? Но зато у нас была очень хорошая база, которая позволяла очень быстро
добирать то, что мы еще не умели. И сейчас я подхожу к ответу на вопрос – что
в Академии осталось неизменным? Это замечательный уровень преподавания и
наши педагоги: Т. В. Цареградская, И. П. Сусидко, И. И. Сниткова, Л. Л.
Гервер. Я уж не говорю о нашем мэтре – Н. С. Гуляницкой. За то время, что
прошло после нашего выпуска, они стали заслуженными и очень уважаемыми
профессорами. Но осталась их любовь к науке, безостановочный азарт,
который позволяет им постоянно быть в движении, исследовать все новые и
новые темы – и этот драйв передается студентам и ученикам, конечно.
– Расскажите, чем вам запомнились годы учебы в Гнесинке? Что вам дала
Академия для дальнейшей профессиональной деятельности?
– Это одни из лучших моих лет в жизни. У нас был замечательный курс – с
некоторыми однокурсницами дружим и сейчас. Тогда хотелось узнавать много
нового, придумывать яркие курсовые работы, пытаться показать педагогам, что
те их силы и время, что они вкладывают в нас, – не напрасны. И им за нас не
будет стыдно. Ну и потом никто не отменял общения вне стен Академии – это
было весело и полезно. С радостью увидела всех педагогов снова. Что касается
роли Академии в дальнейшей деятельности – то я ей очень благодарна за
возможность разговаривать на одном языке с теми, у кого брала интервью. Это
были, в основном, музыканты – и я получала большое удовольствие от того,
что понимала их на 100 процентов со всеми dur и moll. А они это тоже,
конечно, «считывали» и потому разговаривали с большей охотой и
доброжелательностью. Вначале я очень волновалась перед интервью с такими
музыкантами, как Е. Ф. Светланов, М. Л. Ростропович, Ю. А. Башмет. А потом
поняла, что они – тоже люди, которые иногда имеют право уставать, быть
раздражительными, иногда, наоборот, они разговаривали с тобой, как с лучшим
другом (особенно этим отличался Мстислав Леопольдович). Важно было
понять, что каждый из нас делает своё дело – и старается его делать
максимально хорошо.
– Много лет работая на телеканале «Культура», вы находились, можно
сказать, на «передовой» журналистики. Какие изменения произошли в
журналистской работе? Как вы их оцениваете?
– Когда я начинала работать на телеканале «Культура», никто не знал, как
делать такое неформатное телевидение. Поэтому не существовало законов,
регулирующих тематику сюжетов, их структуру, визуальный и вербальный
ряды. Поэтому мы «творили» – правда, иногда и вытворяли достаточно. Но это
было креатив – иногда наивный, иногда смешной, но иногда – и вполне себе
удачный. Сейчас смотришь эти сюжеты – и думаешь: какой ужас! Редко – как
это я смогла так придумать?! Сейчас «Новости культуры» стали более
универсальными, а потому унифицированными. Но, возможно, это
единственный путь развития.
– Каково сегодняшнее состояние современной арт- и, в частности,
музыкальной журналистики? Насколько широка и как меняется
аудитория?
– Музыкальной журналистики в современной России осталось совсем немного.
Еще лет 10 назад в каждой крупной газете имелся целый арт-отдел, в котором
обязательно работал музыкальный критик, имя которого было на слуху, по
крайней мере, у меломанов. Потом арт-отделы стали купироваться,
музыкальные критики начали уходить в смежные области – писали книги,
занимались творчеством, занимались преподаванием. И сейчас музыкальная
журналистика – это нишевая история для узкого круга. Это касается и
академической, и рок-, поп-музыки. Особенно осложнила жизнь и музыкантов,
и, как следствие, журналистов, пандемия и введенные из-за этого ограничения.
Но те, кто хотят, всегда могут найти что-то интересное для себя в интернете, в
социальных сетях. И сейчас постепенно СМИ перебираются туда. Очевидно,
что этот процесс продолжится, а, соответственно, и аудитория будет самая
разная по своему возрастному и социальному срезу.
– Какими качествами должен обладать музыкальный журналист, чтобы
стать успешным в профессии?
– Он должен хотеть всё знать и не тушеваться, что что-то не знает. А
конструктивно и быстро узнать и присвоить это знание себе.
Он должен быть стрессоустойчив – пригодится в общении со спикерами и
с главным редактором, когда он будет критиковать за непонравившийся
материал, который ты сам считаешь совершенством.
Он должен быть непоседлив и всегда готов выйти из зоны комфорта и
сделать то, что еще никогда не делал.
Он должен не бояться постоянно оказываться перед чистым листом бумаги
и уметь преодолевать этот страх – и несмотря ни на что, все же начинать писать
первую строчку своего материала.
Он должен быть честным и не выдавать желаемое за действительное.
Он должен любить и по-настоящему интересоваться жизнью и
творчеством людей – потому что наши герои интуитивно это всегда чувствуют
– и либо идут на контакт, либо идут в другую сторону.
Ну и самое главное – он должен получить журналистское образование в
Академии музыки имени Гнесиных.