
С 13 по 16 октября в РАМ имени Гнесиных проходит Международный научно-творческий симпозиум «Музыка. История. Личность», приуроченный к 130-летию Гнесинских учебных заведений и 80-летию кафедры истории музыки.
О целях и форматах форума и его значении для развития музыкально-исторической науки Владлена Почкаева поговорила с ключевыми организаторами симпозиума — доцентом кафедры истории музыки Гнесинской академии Ириной Шеховцовой (И. Ш.) и хранителем фондов Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной Анной Авдеевой (А. А.).
Какие идеи и задачи стали основой симпозиума?
И. Ш.:Для нас было очень важным показать всем участникам и, в первую очередь, молодому поколению, что музыкально-историческая наука — живая, динамичная сфера, которая может быть модной, современной и по-настоящему увлекательной.
Мы стремились не просто организовать научное мероприятие — мы хотели поддержать и развить важную традицию в современном научном сообществе: создать пространство для диалога между исследователями, педагогами разных направлений. Особое внимание уделили раскрытию новых научных подходов и технологий, обмену опытом, а также сохранению значимости отечественного музыкознания во всех его проявлениях.
Какова география участников?
И. Ш.:В работе форума примут участие 85 докладчиков из разных уголков России и зарубежных стран — Австрии, Великобритании, Израиля, США, Бразилии, Китая, Монголии, Беларуси, Азербайджана, государств Средней Азии. Очень приятно, что наша инициатива получила такой широкий отклик: значит, поставленные нами цели и задачи актуальны.
Мы гордимся, что круг наших соратников охватывает не только исследователей, но и исполнителей, педагогов, музейщиков. Наш форум — живая система, участники которой становятся нашими единомышленниками и творческими соавторами.
Симпозиум предлагает различные форматы мероприятий. Какие события вы могли бы выделить?
И. Ш.:Да, программа насыщенна: форум включает четыре тематические секции научных докладов, две выставки, концерты и круглый стол. Эти форматы позволяют увидеть преемственность поколений, мощь музыкального прошлого и энергию настоящего.
Очень важное место занимает интеграция искусства и науки. Каждый день будет завершаться концертами, на которых прозвучит самая разная музыка: от наследия композиторов-гнесинцев до произведений современных авторов. В рамках концертных программ мы представим, например, масштабный хоровой проект, в котором примут участие Камерный хор Музыкального училища имени Гнесиных, хор Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Программа концерта обещает быть очень интересной: мы попытались провести параллели в духовной музыке Запада и России, начав с произведений эпохи раннего барокко и закончив сочинениями композиторов XX века.
Фантазийный «Антистрессовый концерт» станет сюрпризом от заведующей кафедрой истории музыки Дины Константиновны Кирнарской: что там прозвучит, не знаем даже мы, организаторы. Еще один уникальный концерт — встреча с традиционной восточной музыкой, которая будет исполняться на редких исторических инструментах. Откроет серию концертов вечер «Муза Гнесинского дома», на котором мы сможем проникнуться красотой сочинений, созданных разными поколениями композиторов-гнесинцев, начиная с Михаила Фабиановича Гнесина, мэтра и главы гнесинской композиторской школы. Еще один необычный формат: концерт предварит показ замечательного документального фильма о Елене Фабиановне «Хозяйка Гнесинского дома», снятого каналом «Культура».
Активное участие в мероприятиях симпозиума принимает Мемориальный музей-квартира Елены Фабиановны Гнесиной. Как родилась идея такого сотрудничества и что Музей представит участникам и гостям форума?
И. Ш.: Идея масштабного мероприятия, объединяющего кафедру истории музыки и Мемориальный музей-квартиру, давно занимала меня, но не находила поддержки у коллег. Однако весной 2025 года, когда мы приступили к работе над симпозиумом, стало очевидно, что ее воплощение вполне осуществимо.
Тесное сотрудничество с сотрудниками Музея-квартиры помогло нам, в частности, сформировать и выстроить программу научной секции, которой откроется симпозиум: в первый день форума на этой секции прозвучат доклады, посвященные Гнесиным и Гнесинским учебным заведениям в архивных и музейных материалах. А вечером откроется выставка, рассказывающая о работе музея.
А. А.:Да, этот проект расскажет о деятельности нашего музея, который в нынешнем году тоже отмечает юбилей — 55 лет со дня приема первых посетителей. Мы решили назвать выставку «Мемориальный музей-квартира Е. Ф. Гнесиной. Необходимость, дело и долг», и я бы хотела пояснить слово «необходимость». Музей для Гнесинки — действительно необходимость, это обязательная составляющая Гнесинского дома. Сам проект постройки нашего института создавался с учетом того, что в здании будет квартира. Елена Фабиановна была первым гнесинским историком и архивистом, и музей — буквально реализация ее воли. Уникальные экспонаты музея отражают не только историю Гнесинки, но и российское музыкальное наследие в целом: от записочек Собинова, написанных лично Елене Фабиановне, до огромной коллекции афиш и программ, которые рассказывают о том, как и чем жило музыкальное сообщество.
Вторая выставка, которую мы подготовили, будет посвящена истории нашей замечательной кафедры истории музыки и научно-исторической школе, возникшей и развивавшейся в рамках нашего учебного заведения. Мы представим уникальные документы, связанные с историей кафедры: редкие фотографии, издания с автографами и дарственными надписями Елены Фабиановны Гнесиной, адресованными нашим музыковедам-историкам, и наоборот — от выдающихся гнесинских педагогов-историков — Гнесиной, а также материалы, запечатлевшие уникальные заседания кафедры, капустники, удивительные костюмированные мероприятия, поздравления и, конечно, интереснейшие письма.
Одно из важных мероприятий форума — круглый стол «Опыт и инновации в преподавании музыкально-теоретических дисциплин».
И. Ш.:Да, очень многие его ждут — вероятно, круглый стол станет местом высокого интеллектуального напряжения и жарких дискуссий. Преподавание истории музыки — очень важная задача, которая стоит перед современным музыковедом-историком. Сейчас открывается огромное количество новых фактов, распахиваются целые эпохи, и мы пытаемся разобраться, как это преподавать студентам в условиях, когда доступная учебная литература, не успевает за таким объемом информации. Это, конечно, сложная задача, в решении которой нам поможет помочь, например, использование современных технических средств. Поэтому преподавателям очень важно обсудить возникающие проблемы, поделиться опытом. Наше мероприятие даст такую возможность.
Какие еще проблемы решает педагог истории музыки сегодня?
И. Ш.: Наиболее острая проблема проблема — выработка критического взгляда у студентов. Сейчас индивидуальная работа и семинары вытесняются формальным освоением знаний. Погружение в историю музыки — лучший инструмент для формирования самостоятельного мышления, поскольку она включает в себя анализ культурного контекста, междисциплинарность, синтез научного и художественного взгляда.
А. А.:Серьезная проблема — недостаток знаний о новейшей русской музыке, даже о наследии самих гнесинцев. Мы работаем над новыми циклами лекций для студентов по специальностям, стремимся включать в программы имена и темы, которые незаслуженно забыты. Например, Борис Чайковский — выдающийся композитор XX века и наш выпускник, но о нем почти не знают, его редко изучают.
И. Ш.: Есть и другая проблема — пренебрежение отечественной культурой и собственным прошлым. Долгое время некоторые периоды музыкальной истории (например, музыкального искусства XVIII века или отдельных регионов) были почти забыты. Оживить внимание к таким темам — одна из важнейших задач симпозиума.
Какие советы вы бы дали тем, кто только начинает заниматься историей музыки и научной работой?
И. Ш.: Мой главный совет — терпение и любовь к исследованию. Молодому человеку всегда бывает страшно перед неизвестным, перед обилием информации, перед именами великих ученых. Но только через упорный труд, готовность ошибаться, добросовестную работу и подлинную увлеченность можно осознать, что твое дело действительно важно. Сложно выбрать тему, если не чувствуешь собственной склонности, — тут важно слушать себя, не бояться менять интересы, искать новые подходы на пересечениях эпох, тем и жанров, быть настойчивым и пытливым. Любите свою профессию, ищите свое — и обязательно найдете, даже если для этого понадобится много времени. Иногда, чтобы найти что-то уникальное, нужны десятилетия, но каждый шаг делает вас глубже и мудрее как исследователя и как человека.
Что вы считаете самым ценным в работе на кафедре истории музыки?
А. А.: Уникальность кафедры истории музыки — в предоставлении свободы выбора и уважении подлинных интересов студента. Не навязывать темы, а поддерживать индивидуальный поиск — единственный путь к настоящей исследовательской судьбе. Многие магистранты-исполнители, к примеру, начинали с чистого энтузиазма, а потом становились серьезными учеными. Исследователь формируется вне рамок диссертации: главное — чтобы наука и творчество стали делом жизни. Без внутренней свободы и самостоятельности не вырастает подлинного ученого.
И. Ш.: Больше всего ценю атмосферу сопричастности, преемственности и свободы. Для нас невозможно заниматься историей музыки ради «галочки» или формального карьерного роста: смысл только в настоящем погружении, в осознании глубокой связи с прошлым, в желании воспитывать новое поколение неравнодушных, творческих людей. Симпозиум доказывает, что музыкальная история может сделаться живой — и именно такие вдохновенные поиски приводит к настоящим открытиям.
