
19–20 ноября в РАМ имени Гнесиных будет проходить XII Международная студенческая конференция «Музыка в современном мире». Студенты из Москвы, Саратова, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Петрозаводска, а также участники из Китая и Беларуси обсудят актуальные вопросы музыкознания и поделятся результатами своих исследований. Научный руководитель конференции Майя Шинкарёва рассказала Александре Некрасовой, в чём заключается уникальность этого форума, почему для молодых исследователей так важны открытые дискуссии и какая «археологическая находка» будет представлена на конференции.
Майя Изъяславовна, что, на ваш взгляд, отличает эту конференцию от других студенческих научных форумов?
Обычно конференции имеют конкретные темы, которые ограничены временными рамками, определенными жанрами, стилями или связаны с памятными датами. У нас же — открытое пространство, где мы можем говорить на любые темы. Наша конференция дает возможность любому студенту показать свои проекты, поделиться идеями со сверстниками и авторитетными специалистами в области музыкознания.
Как возникла идея создания такого форума?
20 лет назад я обратила внимание на то, что наши студенты-исполнители имеют пространство и аудиторию для демонстрации своего художественного роста — классные вечера, открытые академические концерты, многочисленные конкурсы. Молодые музыковеды не имели такой площадки, но ровно так же работали, совершенствовались и добивались успехов в своей профессии. Стало очевидно, что им тоже необходимо место для презентации своих научных проектов и обмена мнениями.
Сегодня мы видим, насколько важно для молодых исследователей поделиться результатами своего научного поиска, включиться в дискуссию, услышать аргументы, высказать свою точку зрения. Ведь что такое наука? Это бесконечный поиск, постоянный обмен информацией, которую ты добываешь и которую получаешь в общении с другими. Наш форум — одна из площадок, которые позволяют это сделать.
Среди участников конференции — исследователи из Китая. Как вы оцениваете такое межкультурное взаимодействие и как оно влияет на дискуссию?
Художественная культура Китая многообразна и специфична во всех ее проявлениях. Как правило, китайские студенты доносят до нас эксклюзивные знания о музыкальной культуре своего народа, своей страны, ее многочисленных этносов. Такой культурный обмен расширяет палитру тем конференции и обогащает наши знания.
Какие направления программы нынешней конференции кажутся вам наиболее актуальными? «Музыкальный театр», «Русская тема», «Исследования XX века» — как эти секции отражают современную повестку музыкознания?
Все перечисленные направления и темы актуальны. Рассматривая заявки на участие в конференции, мы никогда не проводим «кастинг», нам интересно услышать «голоса» всех. В последние годы студенты заостряют свое внимание на проблемах музыкального театра: от его зарождения до современности. В программе грядущей конференции этим вопросам отведена первая секция.
Есть ли среди докладов этого года темы, которые вас особенно обрадовали или удивили?
Меня удивила тема «24 прелюдии и фуга Гурилёва». Несмотря на ее, казалось бы, камерную формулировку, я бы сравнила этот доклад с крупной и очень важной археологической находкой. Отыскать в массиве русского культурного наследия первой половины XIX века произведение, которое до сих пор оставалось неизвестным и которое проливает свет на историю русской полифонии, — настоящее открытие.
А что лично для вас значит быть руководителем этой конференции? Вы видите профессиональный рост молодых исследователей, потенциал в ком-то?
Действительно, всё это видится, и всё это стимулирует нашу кафедру продолжать работу в этом направлении: вовлекать молодежь в открытое дискуссионное пространство, где студенты учатся публично выражать свои взгляды, обмениваются мнениями и делятся идеями своих исследовательских проектов.
Мы наблюдаем, как студенты переживают за свое выступление и столь же эмоционально воспринимают доклады других участников. Осознание того, что идеи каждого выступающего важны, дает вдохновение для развития в своей специальности.
Каким вы видите будущее «Музыки в современном мире»? Какие темы, на ваш взгляд, станут актуальными в ближайшие годы?
Мне очень хотелось бы, чтобы наша конференция сохранила свою привлекательность для начинающих исследователей и была дополнительным импульсом для научного творчества. Мир музыкального искусства безграничен, и любой новый взгляд на, казалось бы, известные явления, заслуживает внимания. Ведь неслучайно существуют и пополняются новыми идеями бахиана, бетховиана, шопениана… Полагаю, было бы интересно, если бы наша конференция в будущем включила в свою повестку вопросы, связанные с искусственным интеллектом — эта тема чрезвычайно актуальна сегодня. Уже удалось поговорить со студентами Московского физико-технического института, которые занимаются феноменом ИИ. И хотя студенты физтеха только начинают свои исследования в направлении «ИИ и искусство», они откликнулись на предложение о сотрудничестве и будут готовить материалы к нашей следующей конференции.
