Кому-то по душе отдых на лазурном побережье, кому-то нравится покорять огромные волны, занимаясь сёрфингом, а кто-то стремится узнать как можно больше нового и интересного. Именно последний вариант предпочитают студенты Гнесинки. В этом году Татьяна Яковлева, Ирина Севастьянова и Сергей Буланов сумели побывать сразу на двух крупнейших фестивалях Франции: в оперном в Экс-ан-Провансе и театральном в Авиньоне, а также посетить Барселону и Вену. О том, как прошла поездка, беседуем с Татьяной Яковлевой.
— Как давно и у кого появилась идея посетить Экс-ан-Прованс?
— Идея появилась у меня. Я давно знала про этот фестиваль, но как-то даже не думала о том, что когда-нибудь там побываю. В феврале, в одной из социальных сетей, в новостях группы с Дмитрием Черняковым появилась информация, что на фестивале в Экс-ан-Провансе будет поставлена его «Кармен». Когда я зашла на сайт самого фестиваля, то увидела среди исполнителей Стефани д’Устрак, которую уже знала, Klangforum Wien (прим. ред. — один из самых крупных ансамблей современной музыки). Кроме того, неподалеку от Экса находится город Авиньон, где ежегодно проходит самый крупный в Европе театральный фестиваль. Я сопоставила факты, и так возникла идея поездки. На всякий случай я решила написать главному редактору Belcanto, где я периодически публикуюсь, и поинтересоваться, могу ли я получить аккредитацию на оперный фестиваль. И вот, уже в апреле намерения начали становиться планами, и я озвучила эту идею Серёже и чуть позже Ире.
— Я всегда думала, что такие поездки планируются заранее.
— У меня редко что-либо планируется «задолго до». Обычно вся подготовка занимает где-то 2 месяца.
-Каков был маршрут поездки?
— Барселона – Экс-ан-Прованс – Авиньон – Вена.
— А каковы были основные цели? Все-таки побудил Черняков?
— «Кармен» просто стала импульсом к дальнейшим действиям. Я знала, что постановка будет транслироваться, и её можно было бы увидеть, не выходя из дома. Было интересно посмотреть на организацию фестиваля в Экс-ан-Провансе изнутри: какие спектакли идут, на каких площадках, в каком формате. Это была одна из основных идей. Ну, и, конечно же, посетить Францию.
— Вы сами покупали билеты на спектакли?
— Мы с Серёжей не платили за билеты на оперные спектакли и концерты, так как у нас была аккредитация. У меня – Belcanto, у Серёжи – Музыкальные Сезоны. Так как Ира присоединилась позже всех, получилось так, что некоторые билеты она покупала непосредственно на самом фестивале.
— Есть ли там скидки для студентов?
— Да, если у вас есть международная студенческая карта ISIC (International Student Identity Card). Иметь её очень полезно и удобно, поскольку куда-то с её помощью можно попасть со скидкой, а куда-то даже бесплатно. К примеру, мы бесплатно попали в музей Пикассо в Барселоне и галерею Гране в Экс-ан-Провансе. Если делать карту в сентябре, то она будет действовать на протяжении всего года, даже больше. В Москве есть очень много центров, где занимаются оформлением. Достаточно зайти на сайт и посмотреть ближайший адрес. При себе нужно иметь студенческий, паспорт и фото. Всё это займет у вас пять минут.
— Возникали ли у вас какие-либо трудности во время поездки? К чему нужно относиться с особой осторожностью?
— Хочется начать с совета: внимательно выбирайте место, где будете жить. В независимости от того, будет ли это всего лишь день, неделя или больше. Поскольку, как только вы оказываетесь в некомфортных условиях, это сразу накладывает отпечаток на впечатления о городе. Когда мы прилетели в Барселону, у нас был забронирован отель. Номер, в котором мы остановились на два дня, оказался совсем неуютным, тесным, и возвращаться туда совсем не хотелось. Единственным утешением было то, что он находился в центре города, в Готическом квартале, рядом с красивым собором.
Конечно, нужно заранее загружать карты Google, даже если вы уверены, что по пути вам попадется Wi-Fi. В Эксе мы понадеялись, что интернет будет во Flixbus (европейский автобусный перевозчик), и остались без карты.
Еще один казус возник, когда мы переезжали из Авиньона в Лион, где находился аэропорт. Я заказала автобус. На сайте были указаны место остановки и время отправления. Мы пришли туда заранее, за полчаса, однако автобуса нигде не было. В итоге оказалось, что автобус – проходящий, идет с короткими остановками между городами.
— Есть ли какое-нибудь слово, которое вызывает прямую ассоциацию с фестивалем в Эксе и самим городом?
— Уютный, приятный, доброжелательный. То место, куда с радостью хочется вернуться. Если люди видят, что кто-то заблудился – они сами подходят и помогают найти дорогу. Была отличная погода, теплая, без дождя. А эти живописные улочки, кафе… Очень комфортная атмосфера. Там можно отдохнуть. Это — Экс.
— С чего для вас начался фестиваль?
— Самым первым концертом, на который мы попали, было выступление ансамбля Klangforum Wien, заряд эмоций после него был потрясающий. Фестиваль проходил с 3 по 26 июля. Мы приехали только 5-го, потому что программа построена так, что одни и те же пять опер повторяются и чередуются через день.
— Что на фестивале произвело на вас самое сильное впечатление?
— Организация. Ощущаешь, что тебе рады, и не важно, кто ты: студент, критик или кто-то еще. Тебе улыбаются. Всем выдают буклеты, приятные на ощупь, на качественной бумаге, с хорошими фотографиями, и абсолютно бесплатно.
Очень понравилось, что, помимо главной большой сцены, есть еще две площадки: старинный театр Жё-де-пом и открытый двор дома Архиепископа. К примеру, на этой открытой сцене ставился «Дон Жуан». Чтобы зрители не замерзли, организаторы приготовили для всех пледы.
Весь фестиваль объединён общей идеей: показать 5 опер разных эпох. В этом году в программе были: «Эрисмена» Франческо Кавалли, «Дон Жуан» Вольфанга Амадея Моцарта, «Кармен» Жоржа Бизе, «Похождения повесы» Игоря Стравинского, «Пиноккио» Филиппа Бусмана.
— Каковы были впечатления после просмотра «Кармен»?
— Спектакль Чернякова меня очень впечатлил, хотя я слышала много всяких отзывов, в том числе от критиков, относительно «самоповторов» и т.д. Лично я сидела будто «под гипнозом» с начала и до самого конца. Сам режиссер в одном из интервью говорил, что идею придумать не так сложно, а вот уже как её подать, чтобы она смотрелась живо, в динамике… И, на мой взгляд, он это делает очень убедительно. Это качественно именно с театральной точки зрения.
— Что не понравилось на фестивале?
— Пожалуй, самой неудачной была опера Филиппа Бусмана «Пиноккио». Музыка не очень интересная, спектакль — статический. Статика может работать на камерной сцене, как своеобразный приём для погружения в пространство. Но когда режиссер создает спектакль, где мало что развивается в принципе… Это было скучно. Сам Бусман очень хорошо известен во Франции: в 2004 году он уже принимал участие в этом фестивале с оперой по пьесе «Фрекен Жюли», и тогда постановка имела успех.
— После фестиваля в Эксе вы отправились в Авиньон. Отличается ли он от Экса?
— Это два совершенно разных города. Насколько я знаю, фестиваль в Авиньоне — это самый крупный международный театральный фестиваль. Это было похоже на своеобразный рынок, где на каждом шагу в буквальном смысле «предлагают театр», причем, делают это очень оригинально: какие-то уличные представления, песни… Тебя постоянно окружают различные афиши, реклама, толпа, бесконечная суета, где все вокруг горят спектаклями. Кроме этого ты больше не можешь ничего видеть и чувствовать.
Но если выйти за пределы города, то открывается совершенно иная картина. Потрясающие пейзажи, невероятно красивая природа, вид на Рону… Очень запомнились памятники средневековой архитектуры Франции. К примеру, недалеко от города есть аббатство, с крепости которого открывается вид на весь Авиньон. Сердцем самого города и театрального фестиваля является Папский дворец – один из крупнейших в Европе.
-Какая постановка в Авиньоне произвела на вас наибольшее впечатление?
— Это был музыкальный спектакль под названием «La Fiesta». Тогда я впервые увидела четкое разделение публики на тех, кто кричал «Бу-у» и возмущался и тех, кому все очень понравилось. Вообще, инструментальный театр — это такой жанр, к которому не все люди могут быть готовы из-за ощущения абсурдности происходящего. Первые пятнадцать минут я сидела в удивлении: «Неужели все эти три тысячи человек, пришедшие сюда, как и я, готовы смотреть инструментальный театр?» Казалось, что готовы и смотрят. И вот, сначала из зрительного зала вышел первый человек, прошло несколько минут, и вышло уже двое…
Сам по себе спектакль был необычный. Например, такая сцена: большой мужчина лежит на спине в позе младенца и кричит, а рядом в этот момент ползёт женщина и что-то раскидывает перед собой. Вдруг наперекор крику мужчины начался еще один, но из зала. Сначала нам показалось, что это — часть спектакля, но когда мы увидели, как люди встают и уходят, стало понятно, что это было возмущение зрителей. Это очень удивило меня, поскольку публика в России так не реагирует. Не понравилось – ну и ладно.
Однако на том спектакле были и те, кому он очень понравился. Нам, кстати, тоже. Люди бурно аплодировали и были довольны, а мне было очень интересно наблюдать за этим противостоянием «за» и «против». Здорово, что мы попали на этот спектакль.
— Как долго вы были в Вене?
— Мы были там всего один день, но я рада, что мы выбрали такой вариант переезда. В Вене было очень здорово. Больше всего мне понравился дворец Бельведер, так как там находится крупное собрание работ художников XX века. Мы были в восторге. Выходя из музея, чувствуешь, что ты уже другой человек. К сожалению, мы были не везде, только в части здания, где галерея.
Вена – очень уютный и атмосферный город. Он напомнил мне о детстве, с другой стороны, показался похожим на Москву. Мы посетили не очень много мест за это короткое время, в основном гуляли по городу. Успели попасть лишь в собор Святого Стефана и зашли в музыкальный магазин. Несомненно, туда стоит вернуться.
Фото: festival-aix.com