Одно из самых успешных начинаний Российской академии музыки – фестиваль-лаборатория Gnesin Contemporary Music Week. Рассказывает куратор проекта, студентка магистратуры Ирина Севастьянова.

«Мы собираемся играть современную музыку» – так начинался любой наш диалог с гнесинскими студентами два года назад. В ответ почти всегда слышали: «Но я её не играю». Как правило, на этом всё и заканчивалось, но нашлось несколько смельчаков, которые однажды попробовали – и им понравилось!

Изначально мы – участники команды лаборатории, студенты историко-теоретико-композиторского факультета – не затевали ничего грандиозного. Просто решили посмотреть, так ли страшна современная музыка, как её малюют. Начали с единичных мастер-классов по новым исполнительским техникам и встреч с композиторами. Потом собрали музыкантов и при поддержке ведущих московских солистов, занимающихся современной музыкой, подобрали программу. Репетировали долго и не без трудностей, но когда сыграли первый концерт, поняли: надо продолжать.

Современная музыка хороша тем, что в ней нет никаких границ. Уже в первой лаборатории участвовали студенты разных специальностей, всего более 60 человек. В ансамбле могли сойтись вместе все виды струнных или, например, аккордеон с басовой флейтой. А могло и вообще не быть традиционных инструментов – вместо них использовались бытовые предметы. Нам важно было показать разные форматы: слушатели то сидели в зале, то ходили по всей Шуваловке, наблюдая за музыкантами (так было на практикуме по импровизации).

Уже после первой лаборатории сложился небольшой ансамбль. Мы долго придумывали название и пришли к “Reheard”, что значит «переосмысление», «музыка, услышанная по-новому». Сейчас в ансамбле почти 20 музыкантов: струнные, духовые, клавишные, ударные, аккордеон и мандолина. Состав необычный, и для него не так-то просто найти репертуар. Поэтому мы организовали международный конкурс партитур сall for scores и буквально за месяц получили 30 заявок от композиторов из 14 стран мира.

За полтора года прошло больше 20 лекций и мастер-классов с российскими и зарубежными музыкантами. У нас также есть закрытые репетиции, куда приходят преподаватели, чтобы проконсультировать ребят. Стараемся активно взаимодействовать с композиторами: в числе гостей академии были Клаус Ланг (Австрия), Алексей Ретинский, Владимир Горлинский, Дмитрий Курляндский, Алексей Наджаров. Осенью ансамбль “Reheard” стажировался на Международной академии в городе Чайковском, где играл произведения молодых авторов.

При выборе программ мы ориентируемся на уровень сложности партитур. Тут возможны и проблемы с поиском инструментов (редкие ударные или видовые духовые часто даже в Москве есть лишь в единственном экземпляре), и трудности в освоении нового текста: для некоторых пьес нужно несколько месяцев регулярных репетиций.

Обычно в концертах чередуются сочинения классиков авангарда и новые работы. Музыканты сыграли более 15 российских премьер, и, что особенно важно, в репертуаре “Reheard” появились пьесы, написанные специально для ансамбля.

В этом году круг поклонников современной музыки расширился, потому что мы придумали образовательную программу для молодых исследователей. Двадцать участников приехали из разных регионов России и по итогам лаборатории написали несколько текстов для нашего партнера – сайта Stravinsky.online.

Несмотря на то, что у нас нет ни финансирования, ни репетиционной базы, мы всё же хотим продолжать исполнять новые сочинения.

Надеемся, что в следующем сезоне удастся открыть ещё одно направление – специальную лабораторию для композиторов, а также начать сотрудничество с европейскими молодёжными ансамблями.


Фото: Анна Махортова — Участники Gnesin Contemporary Music Week