Что такое современная академическая музыка? Это время, направление или набор композиторских имен?
Вопросы, на которые непросто дать однозначный ответ. Современная — значит та, которая рядом с нами. Но то, что создается сегодня, не всегда отличается от того, что создавалось намного раньше. Сложная, не всегда понятная, рассчитанная в первую очередь на интеллектуальное восприятие, но вместе с тем и притягательная – современная музыка однозначно вызывает интерес и оказывается в центре дискуссий.
Студенты РАМ им. Гнесиных отвечают на эти и другие вопросы и рассуждают на тему современного музыкального искусства.
Что для тебя современная академическая музыка?
Екатерина Ключникова (фортепиано/музыкальная журналистика), II курс:
Современная музыка делится для меня на две части. Первая — это музыка второй половины двадцатого века. И вторая часть – это музыка тех, кто пишет сейчас, молодых композиторов.
Диана Михеева (народные инструменты, домра, IV курс):
Для меня это та музыка, которая начинается с XX века.
Лидия Кошевая (композиция, V курс)
По времени — наверное, последние 20 лет, с начала 2000-х. А по направлениям – сложно сказать: сейчас такое буйство разных школ!
Павел Аксенов (инструменты эстрадного оркестра, тромбон, II курс)
Это та музыка, которая появляется сейчас и существует рядом с нами. В наше время очень сложно придумать что-то новое, и на авансцену выходит не музыка, которую создает человек, а сам человек, личность.
Игорь Романов (инструменты эстрадного оркестра, гитара, II курс)
Это та музыка, которая родилась из классической в определённый момент, (насколько я помню, в послевоенное время), и, как следствие, стала новым направлением. Для меня современная музыка – это и музыка к фильмам, и концерты выдающихся музыкантов.
Максим Санин (инструментальное исполнительство, ударные, III курс)
Наверное, можно считать современной музыкой весь XX век и то, что создается сейчас, в том числе творчество молодых композиторов.
Денис Добровольский (музыковедение, IV курс)
Для меня это, скорее, новейшая музыка последних двух десятилетий. Мне кажется, все зависит от техники композиции, от новизны звучания. Сейчас есть современные композиторы, сочинения которых напоминают музыку начала XX века, и это немного не то.
Ходишь ли ты на концерты современной музыки? Или на постановки современных опер, перформансы?
Екатерина Ключникова
Бывает. Я хожу и на концерты, где звучит только современная музыка и на те, где есть произведения, как классиков, так и современных композиторов. Постановки современных опер пока не смотрела.
Диана Михеева
Признаюсь честно, мне иногда бывает сложно понять современные оперы. Не так давно я была на «Отелло», на современной постановке. У меня даже протест какой-то возник, потому что некоторые элементы спектакля оскорбляли мое восприятие. Если говорить о современных мюзиклах, то это здорово.
Лидия Кошевая
Да, хожу активно. Люблю концерты Студии новой музыки, МАСМа, всегда хожу на программы Altro Coro. Люблю синтез искусств, когда перформансы и хеппенинги всякие происходят. Но я стараюсь посещать и концерты «старых мастеров». Эта музыка может быть не такая прогрессивная, но, тем не менее, часто вызывает эмоции, что, мне кажется, очень важно.
Павел Аксенов
Меня это интересует, но я редко посещаю такие мероприятия.
Игорь Романов
Я бывал на концертах академического вокала. На одном из последних звучала музыка французских композиторов — насколько я помню, как современных, так и классиков.
Максим Санин
Хожу, но не могу сказать, что мне всё понятно. Кстати, недавно я как ударник участвовал в современной постановке оперы «Влюблённый дьявол».
Денис Добровольский
Да, последние полтора года в основном я хожу на концерты современной музыки. А если выбираю концерт с классико-романтической программмой, то иду ради имен, ради хороших исполнителей.
Когда последний раз ты посещал(а) одно из таких событий? И какое?
Диана Михеева
Недавно я была на юбилейном концерте одного современного композитора. Музыка очень интересная – не сказать, что Прокофьев или Шостакович… Что-то простое, как саундтрек из фильма, неоклассика, наверное. Не скажу, что мне это близко, потому что это чуть-чуть примитивно.
Лидия Кошевая
В начале года я ходила на концерт Студии новой музыки «Авангард и фольклор». Они играли Сысоева, Берио – фольклор, прочитанный новым языком. Концерт вызвал хорошие эмоции и произвел яркое впечатление.
Павел Аксенов
Давно, в прошлом году. Это был концерт моего друга в Новосибирске. Там звучала его музыка, и музыка других ребят, которые учатся в консерватории.
Максим Санин
Недавно я был на концерте, где ансамбль «Студия новой музыки» исполнял музыку Эдисона Денисова. Во многом этот концерт стал для меня открытием.
Денис Добровольский
Совсем недавно ходил на «Орфические игры». Очень люблю Электротеатр «Станиславский» – это место для экспериментов.
Каких современных композиторов ты знаешь?
Екатерина Ключникова
Что-то мне Маноцков первым приходит в голову. Еще Смит, Шульхофф. Стравинский, конечно — всегда новый и разный. Еще минималисты: Павел Карманов, Стив Райх, Терри Райли. Преподаватели Московской консерватории, Гнесинки. Вот, например, в гнесинской десятилетке преподаватель школы, кларнетист и композитор Антон Прищепа сделал проект «Gnessin counterpoint».
Диана Михеева
Честно говоря, затрудняюсь с ответом. Мне очень нравится американский композитор Джон Уильямс. Ханс Циммер, кинокомпозитор – это просто моя любовь.
Лидия Кошевая
Из тех, кто в последнее время мне очень близок, — Кайя Саариахо, Стин-Андерсен, Хаас, Пярт. Еще Валерия Авербах, это композитор из Челябинска, она сейчас живет в США. Из русских композиторов ориентир для меня — наверное, мой профессор, Алексей Львович Ларин.
Павел Аксенов
Я мог бы назвать ребят из Новосибирска — там есть несколько композиторов.
Игорь Романов
Ханс Циммер, Эндрю Норман, Людовико Эйнауди. Из джазовых – Уинтон Марсалис, Ренди Брекер, Скотт Хендерсон. Их очень много.
Максим Санин
Я как ударник могу назвать композиторов, которые имеют непосредственное отношение к ударным инструментам — Ксенакис, Кейко Абе, Живкович. И еще Денисов.
Денис Добровольский
Клаус Ланг для меня – один из самых интересных зарубежных композиторов. Мне нравится музыка Т. Мюрая, К. Саариахо, Ж. Гризе, С. Шаррино; есть интересные вещи у Г. Ф. Хааса. Из русских – А. Ретинский, Д. Курляндский. Также, недавно я узнал о британских композиторах – Дж. Уиксе, К. Фоксе и М. Финнисси.
Чем современная академическая музыка принципиально отличается от того, что ты изучаешь в курсе истории музыки?
Павел Аксенов
Возможно, современную музыку отличает больший концептуализм, большая конструктивность. То, что происходит сейчас – это итог исторического развития. Ничего кардинально нового придумать невозможно, потому что все новое основано на опыте предыдущих лет.
Игорь Романов
Я думаю, в современной музыке больший простор, другие идеи. Это отказ от шаблонов и неких правил. Все стремятся к какому-то фьюжну.
Максим Санин
В каком-то плане музыка стала менее мелодичной и более резкой. Думаю, так произошло потому, что в мире происходили огромные изменения — всё ускорялось, преобразовывалось, создавалось что-то новое. И музыка – это реакция на мировые события.
Денис Добровольский
Изменился взгляд композитора на музыкальный материал и на возможности работы с ним. В сочинениях также усилилась концептуальная сторона. Если говорить о звуковой реализации, то первое, что отличает, — это особенности звуковысотной организации.
Чем она привлекает или, наоборот, отталкивает?
Екатерина Ключникова
Она непонятна для нас, мы к ней не привыкли. А привлекает новизной, конечно. Привлекает злободневностью. Музыка XXI века такая же, как и наш век. С другой стороны, лично меня именно этим она и отталкивает, потому что мне не очень нравится наше время — всё слишком быстро, торопливо, слишком на бегу, мы не сильно задумываемся о том, что делаем, обесцениваются какие-то человеческие понятия, которые должны быть общечеловеческими.
Диана Михеева
Ну, конечно, привлекает всякими «фишечками», нововведениями. Мосолов, например, ввел такие интересные вещи, как урбанизация или урбанизм. Привлекает тем, что это всегда что-то новое. Чем отталкивает? Расскажу подробнее об одном концерте. Музыка два часа крутилась на одном месте, было ощущение, что композитор развивал одно-единственное тематическое ядро. И все это до ужаса просто — никаких переходов, ничего такого, что могло бы тронуть душу. Слишком нецепляюще, примитивно, хотя представлено это было очень эффектно.
Лидия Кошевая
Привлекает своей непредсказуемостью. Это всегда что-то новое, чего я еще не знаю. Отталкивает тем, что она очень часто бездушна, совершенно халтурно выполнена. Часто люди не видят граней между новаторским, интересным и просто повторением чего-то, что было в XX веке. Часто за трюками, за концепцией не скрывается вообще ничего, мысли нет. Я за то, чтобы в музыке все-таки присутствовала душа, как бы нова и концептуальна эта музыка ни была — это всегда должно быть ради чего-то, осмысленно.
Павел Аксенов
Меня в современной музыке привлекает не сама музыка, как ни странно, а люди, которые ее исполняют и пишут. Интересно наблюдать за их открытиями. Она может отталкивать только тех людей, которые слишком консервативны.
Игорь Романов
Не могу сказать, почему мне это нравится или не нравится. Наверное, это вопрос вкуса. Думаю, что это происходит на эмоциональном уровне.
Максим Санин
Отталкивает, наверное, своей непонятностью, своим сумбуром в какой-то степени. А привлекает тем, что каждый может найти в ней что-то своё, потому что она заставляет переживать и сочувствовать. Но, для того, чтобы её понять, нужно подготовиться. Привлекает ещё и тем, что при прослушивании вызывает иногда какие-то новые ощущения и эмоции, быть может, не совсем привычные
.Денис Добровольский
Меня всегда привлекала музыкальная сторона. Я имею в виду тембры и их сочетания. Интересно наблюдать, что с ними происходит, как они смешиваются и образуют разные звуковые текстуры. Что отталкивает, не знаю. Я всегда стараюсь найти что-то, за что можно ухватиться, какие-то интересные моменты.
Приходилось ли тебе играть современную музыку? Что в ней трудно для исполнителя?
Екатерина Ключникова
Я играла Бартока, Хиндемита, вокальные циклы Задерацкого. Сложно в этой музыке то, что она написана «от головы». Сначала ты должен считать структуру, разобраться в ней, разложить по полочкам, а потом до тебя дойдёт, какие чувства и мысли закладывал автор.
Диана Михеева
Я с народной кафедры. Лет двадцать назад наши профессора начали интенсивно налаживать связь с современными композиторами. И сейчас мы исполняем много музыки Броннера, Подгайца. Они пишут для мандолины, домры, балалайки. Сложности, конечно, есть, но эти авторы тесно сотрудничают с исполнителями: всегда рассказывают о содержании, помогают разобраться с техническими трудностями, и это здорово.
Лидия Кошевая
Да. Но мне не приходилось исполнять современную музыку, которая была бы сверхсложно написана. Как правило, самый большой камень преткновения – это когда исполнитель берется за партитуру и понимает, что он просто не может разобраться в количестве значков, ремарок. И просто разобрать нотный текст – это уже такое количество времени, что не остается никакого желания работать дальше. Второй пункт: исполнители как бы готовы, им как бы интересно, но они в процессе работы так и не доходят до понимания, про что это. Но если есть желание и интерес, можно сыграть что угодно.
Павел Аксенов
Конечно, приходилось. Иногда современную музыку пишут люди, не очень опытные в инструментовке — им не хватает более конкретного знания многих инструментов, для того, чтобы написать правильную, логичную партию для исполнения. Технически это порой странно сделано. В современной музыке часто используются какие-то сложные технические приемы.
Игорь Романов
Да. Современная музыка ритмически менее организованная. Сложности бывают технические. Иногда, например, в наших гитарных произведениях появляется трудноисполнимая мелизматика.
Максим Санин
Да, приходилось. И основная сложность – это переменные размеры. Но, если мы этому обучены, то это не составляет труда. В основном могу отметить технические сложности, но и они преодолеваются. Бывает так, что одному человеку приходится играть сразу на нескольких инструментах. И, как правило, эта музыка требует от исполнителя огромной концентрации.
Денис Добровольский
Да, я что-то разбирал для себя, например, «Двенадцать нотаций» П. Булеза. Играл музыку С. Райха. Бывает, разбор произведения занимает много времени. Из трудностей можно отметить довольно продолжительное время разбора произведения. Это связано в основном с ритмическими сложностями и новыми фактурными изобретениями. Технические трудности есть везде, но это вполне реально исполнить. Здесь очень важна точность, детальная проработка.
Какие проекты, фестивали, связанные с современной музыкой, ты знаешь?
Екатерина Ключникова
Дягилевский фестиваль, наш проект Gnesin Contemporary Music Week. «Резиденция», например.
Диана Михеева
Я знаю, что у Святослава Липса есть современный проект, концерты которого проводятся несколько раз в год.
Лидия Кошевая
Дягилевский фестиваль в Перми, например. Мне очень нравится, что появилось движение современной музыки у нас в Гнесинке – Gnesin Contemporary Music Week.
Павел Аксенов
Фестиваль Art Music. Gnesin Contemporary Music Week.
Игорь Романов
Слышал о Gnesin Contemporary Music Week.
Максим Санин
«Другое пространство». Ансамбль «Студия новой музыки» при консерватории постоянно создает необычные и интересные проекты.
Денис Добровольский
Gnesin Contemporary Music Week. «Другое пространство», «reMusik», «Территория» и отчасти Дягилевский фестиваль. Но, мне кажется, что основные фестивали современной музыки сосредоточены все-таки в Европе.
Как тебе кажется, Россия сейчас какие позиции занимает в области современной музыки? А в каких странах современную музыку любят, ценят и финансово поддерживают?
Екатерина Ключникова
На мой взгляд, у России позиции не самые передовые. Но у нас в принципе исторически идёт отставание. Время такое сейчас, что политики не сильно смотрят на искусство вообще. Оно, наверное, считается ненужным для общества. Причем это не только у нас, но и на Западе — везде всё одинаково.
Лидия Кошевая
Думаю, что не лидирующие и не отстающие. Мы гонимся за Европой, может быть, слишком подражаем ей. В Западной Европе, особенно в Германии, Австрии, Франции, отношение иное. Сейчас, по-моему, Скандинавия поднялась, Дания. В Финляндии появляются новые имена.
Павел Аксенов
Я думаю, мы немного отстаем от европейских стран, но отставание невелико. Другое отношение в странах Северной Европы – Норвегии, Финляндии, Швеции.
Игорь Романов
Думаю, Европа впереди. А поддерживают современную музыку в Италии, Франции, Германии. В США.
Максим Санин
Мы точно не первые, потому что уделяем мало внимания современной музыке. Мне кажется, нужно приглашать специалистов из-за рубежа или самим ездить на стажировки за границу. Думаю, что, например, в Англии, Италии, Франции все это находится на совершенно другом уровне.
Денис Добровольский
Мне сложно судить, потому что я не жил за границей. Говоря о России, могу предположить, что мы достаточно изолированы. Некоторые проблемы есть и в образовании – педагоги иногда бывают консервативны. Думаю, что в Европе — Германии, Франции, Италии – ситуация совершенно иная.
Диана Михеева
Не думаю, что лидирующие. У нас очень богатая славянская культура, старинная и самобытная. Нам следует опираться на нее, и тогда будет что-то свое, особенное. Я думаю, что в Европе, особенно в Германии, и в Америке отношение к современной музыке гораздо лучше.