Сергей Петровский – студент-первокурсник кафедры «Инструментальное джазовое исполнительство» РАМ имени Гнесиных. Специальное образование он получил в гнесинском Музыкальном училище как «классический» гитарист, однако он играет и на электрогитаре. Беседа с ним — о трудностях, радостях и надеждах, обусловленных традиционными и новыми особенностями образовательного процесса, об инструментах и известных исполнителях — состоялась незадолго до летней сессии.
— Сергей, завершается первый год учебы в академии. Считаете ли вы, что путь был выбран верно?
— Да. После окончания училища и службы в армии мне радостно было вновь окунуться в атмосферу студенчества. И я считаю, что приобретаю сейчас необходимые знания, которые не везде можно получить. Я предполагал, что буду преподавать, но все же решил попробовать свои силы и поступить в вуз. И это удалось.
— А как сложилось, что вашим инструментом стала гитара? Что определило такой выбор в раннем возрасте?
— На гитару меня отдали родители, когда мне было девять лет. Их выбору, я думаю, способствовала известность инструмента.
— Вы считаете, что классическая гитара сегодня имеет широкую популярность среди исполнителей? И какова аудитория слушателей?
— Это, если не самый, то один из самых популярных инструментов. На гитаре можно исполнять музыку самых разных стилей и жанров. Аудитория огромна: люди всех возрастов и самых разных профессий.
— Почему же вы продолжили общение не с классической, а с электрогитарой?
— Я не прерывал общение с классической гитарой; она изучается мной как дополнительный инструмент, проходят регулярные занятия. Мы готовим программу, которую представим в конце года. Почему же я решил поступить на эстрадную гитару? Дело в том, что практически с самого начала занятий на инструменте я параллельно осваивал игру на электрогитаре. Образование, связанное с игрой на классической гитаре, которое я получил в училище, послужило поводом открыть для себя что-то новое. Ведь раньше я джаз не играл и не очень в нем разбирался.
— Чему вы научились за этот год? Какие дисциплины привлекли? Трудно ли было освоить навыки дистанционного обучения?
— Много интересных открытий состоялось в процессе занятий на инструменте, они связаны, в основном, с техникой и приемами игры. Также хотелось бы отметить занятия по сольфеджио и гармонии. Очень интересно изучать уже привычные дисциплины в контексте эстрадно-джазовой специфики. Мне это очень нравится. Что касается условий, связанных с пандемией, то главной проблемой стало ограничение количества концертных выступлений и мероприятий, а не сама технология дистанта. Я считаю, что первый курс прошел успешно.
«Стив Вай, Ингви Мальмстин, Пол Гильберт – знаковые фигуры для меня»
— Сергей, правда ли, что многие рок-гитаристы не только не имеют музыкального образования, но и не знают нот?
— Да, кажется, действительно есть такие примеры. Самый яркий – легендарная группа «Битлз», участники которой поначалу не знали нот и не имели профессиональной теоретической подготовки. Могу только сказать, что те современные музыканты, которых я слушаю, ноты знают. Еще как!
— Считаете ли вы, что игра на электрогитаре без эффекта distortion(перегруз, искажение) бесполезна или бессмысленна? Ведь в большинстве случаев этот эффект используют.
— Нет, конечно, не бесполезна. В джазе, например, distortionвообще не нужен. Там необходим чистый звук.
— Среди российских и зарубежных электрогитаристов широко известен Сергей Головин как виртуоз, который владеет огромным количеством разных техник и успешно сочетает их в своих композициях. В одном из интервью он сказал: «Держать баланс между творчеством и бизнесом — одно из самых сложных искусств». Согласны ли вы с этим?
— Да, безусловно согласен с этим. Головин – это яркий пример того, как можно быть «крутым» музыкантом. Насколько я понимаю, речь идет о сочинении музыки как для себя, так и для своей аудитории. В бизнесе новый продукт должен как минимум оправдывать ожидания уже имеющейся публики. В данном случае действительно сложно сохранить баланс. Быть творцом и бизнесменом одновременно тоже непросто. И то, и другое отнимает много душевных ресурсов.
— А знаменитый гитарист-виртуоз, вокалист, композитор, Стив Вай? Как считают знатоки, один из его лучших альбомов – “Passion and Warfare” (1990) – открыл новые возможности электрогитары и «возвестил эру гитарных виртуозов начала 90-х». В чем философия и логика его музыкальных произведений? Была ли у вас мечта выступить вместе с ним, если бы появилась такая возможность?
— Выступить, скорее, мечтал бы с Сергеем Головиным, но и со Стивом Ваем, разумеется! Для меня он знаковая фигура своего поколения, наряду с Ингви Мальмстином и Полом Гилбертом. «For the Love of God» — это седьмая песня в названном вами альбоме. Я думаю, ее главная мысль содержится в названии («Ради любви к Богу»). Говорить о философии и логике не берусь, это слишком сложно. Понятно, что есть стремление выразить себя и свое отношение к мирозданию посредством искусства.
— Вы, наверно, знаете, что Стив Вай еще и пчеловод. Урожай со своих пасек он продает через свой фонд «Make a Noise Foundation». И даже читает школьникам лекции о пчеловодстве. А у вас есть хобби, радостями которых можно поделиться с молодежью и, может быть, провести мастеркласс?
— Кроме гитары нет особых увлечений. Разве что, с детства люблю рисовать, получается неплохо. Или книжку интересную почитать, когда есть время…