Второй день представил новые грани проблематики конференции. Четыре секции охватили несколько направлений исследования: от композиции и номеров отдельных произведений до анализа жанров в историческом срезе.
Композиция и исполнительская интерпретация
Секция ставит вопрос о связи архитектоники сочиненийи исполнительской практики. Может ли интерпретатор быть одновременно соавтором? Какова специфика транскрипций классических сочинений в стиле свинга? Ответы были предложены в докладах Константина Анатольевича Жабинского и Инги Александровны Пресняковой.
Архитектоника как фактор музыкальной композиции
В рамках этого направления докладчики изучили роль архитектоники в музыкальных произведениях. Андрей Владимирович Денисов проследил эволюцию архитектонической единицы — кластера — в исторической перспективе с 18 до 20 века. В докладе Юлии Николаевны Пантелеевой раскрылась суть такого понятия, как структурная поэтика на примере фортепианного трио Корндорфа.
Поэтический и музыкальный текст
Соотношение нарратива и архитектоники волновало исследователей во все времена. Этот тезис иллюстрирует доклад Анны Валентиновны Булычевой. Уже в первой половине 18 века в теоретическом руководстве Михаила Березовского есть пункты, раскрывающие эти понятия в практике сочинения партесного концерта.
Сюжет и музыкальная композиция в опере
Эта секция оказалась самой протяженной. Она продолжила работу и на следующий день. Суммарно исследователи оперы подготовили 19 докладов.
Барочная опера, традиция bel canto, музыкальная драма, пародийный театр, концепции минималистов и многие другие направления были рассмотрены в контексте магистральной линии конференции. В ряде докладов рассматривались отдельные оперы в контексте своего времени — «Купец Калашников» А. Рубинштейна (доклад Владимира Владимировича Горячих), «Золушка» Н. Изуара (Алексей Андреевич Власов), «Гражина» Ю. Карнавичюса (Антон Вагеро). Другие исследователи прослеживают структурные особенности и интонационные связи — Нина Владимировна Пилипенко, Светлана Баяровна Бубеева, Анна Евгеньевна Кром. Павел Валерьевич Луцкер выявил особенности сонатных форм в некоторых комических ариях середины 18 века. Ирина Петровна Сусидко раскрыла секрет всем известной арии К. В. Глюка Che farò senz’ Euridice. В ней складывается мозаика из отдельных мелодических оборотов сольных номеров Орфея, образуя лирико-драматическую фабулу оперы.