22 ноября состоялись заседания Первой секции конференции «Балет в музыкальном театре», посвященной истории балета.

Конференцию открыл прозвучавший в записи доклад научного сотрудника Государственного института искусствознания Татьяны Григорьевны Шовской. Так, с примеров оперных и балетных постановок при габсбургском дворе началась серия посвященных XVIII веку докладов. La belle danse, о котором она рассказала, в его французской вариации стал темой и следующего сообщения ― преподавателя Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Евгении Владимировны Ереминой-Солениковой совместно с кандидатом химических наук Виталием Вениаминовичем Порсевым.

А. Ю. Патошина

Кандидат педагогических наук и декан факультета фольклорного искусства Российской академии музыки имени Гнесиных Анастасия Юрьевна Патошина рассказала о «королевских развлечениях» князей Радзивиллов ― от коллекционирования (и заказа) изысканной живописи до придворного театра, а кандидат искусствоведения и научный сотрудник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александра Анатольевна Сафонова поведала о причудливом синтезе оперы и балета в парижской Королевской академии музыки, который привел к появлению жанра музыкальной комедии.

Особый интерес участников вызвал доклад куратора конференции, доктора искусствоведения Ирины Петровны Сусидко: аудитория услышала о российской деятельности и судьбе балетмейстера Г. Анджолини, а также «приключениях» его балета «Отъезд Энеев, или Оставленная Дидона».

И. П. Сусидко

Необычность Гамбургской оперы ― первого публичного театра Германии ― осветила кандидат искусствоведения и заведующая сектором Информационно-библиографического отдела Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Наталия Викторовна Остроумова, рассказавшая о значимости балета на публичной сцене.

Сообщение доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Юрия Семёновича Бочарова было посвящено терминологическим особенностям, которые возникают при исследовании балета в эпохи возрождения и барокко (XVI–XVII веков).

Н. В. Остроумова

Доклады кандидата искусствоведения и доцента Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского имени Чайковского Александры Евгеньевны Максимовой, а также доктора искусствознания и ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания Антонины Викторовны Лебедевой-Емелиной перенесли слушателя в Россию: речь шла о балетных произведениях-«двойниках» в екатерининском театре и о традиции императорских коронационных балóв (а также проблемах реконструкции звучавшей на них музыки).

Утреннее заседание завершилось докладом доктора искусствоведения и профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Ларисы Валентиновны Кириллиной «Прометей танцующий: Бетховен и балет».«»Прометей» ― творение особое, ― отметила, в частности, Лариса Валентиновна. ― Композитор рассматривал партитуру не как проходную ― очевидно, сюжет был ему близок. При этом основную сюжетную линию в балете занимает история сотворения людей из глины, а не дарение им огня».

А. В. Лебедева-Емелина

Вечернее заседание сконцентрировалось на XIX веке. Так, уже первый доклад ― доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника Российского института истории искусств Натальи Семёновны Серегиной ― раскрыл то, как французский балет повлиял на русскую литературу, а также сделал попытку определить детали биографии одного из важнейших для истории русского балета артистов.

Аспирант Российской академии музыки имени Гнесиных Алексей Андреевич Власов, кандидат искусствоведения и ученый секретарь Российского института истории искусств Галина Владимировна Петрова, а также доктор искусствоведения и преподаватель Казанской государственной консерватории Ольга Владимировна Жесткова раскрыли тему романтического театра: от «Душевного тюремщика» И. Н. Нестроя до «Ромео и Джульетты» Г. Берлиоза и идеалов женственности. Российская сторона романтического театра была представлена в докладах кандидата искусствоведения Григория Анатольевича Моисеева ― его анализ дневников великого князя Константина Николаевича вызвал особый интерес у научной аудитории.

Г. А. Моисеев

Доктор искусствоведения и профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Анна Петровна Груцынова рассказала о забытом французском балете «Дух долины» ― определении жанра, деталях создания произведения и особенностях парижской постановки, а аспирант Российской академии музыки имени Гнесиных Вера Евгеньевна Саранча ― о влиянии французской и вообще европейской моды на воплощение балетных сцен в русской опере.

Доклад кандидата искусствоведения и старшего научного сотрудника Российского института истории искусств Ольги Анатольевны Федорченко добавил объема общей балетной теме: сообщение было посвящено жизни и творчеству Ц. Пуни вне балета.

А. А. Власов

Два заключительных доклада сосредоточились на ХХ веке: доктор искусствоведения и профессор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Людмила Владимировна Гаврилина рассказала о претворении поэмы «Черный человек» С. Есенина в балете и на театральной сцене, а аспирант Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Елизавета Андреевна Куликова (Щепелева) ― о перипетиях балетной труппы Мариинского театра в годы Первой мировой войны.

Несмотря на возникавшие иногда небольшие технические неисправности (неполадки с микрофонами у выступающих удаленно участников), первый день заседаний секции «История балета» оказался весьма увлекательным.

Конференция проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».