23 ноября продолжились чтения докладов Первой секции Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность», которая проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Два заседания секции «История балета» традиционно сочетали очные и дистанционные выступления спикеров, которые прошли на площадках Российской академии музыки имени Гнесиных и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Третий день конференции состоял из двух секций: первая была посвящена балетному театру П. Чайковского, а также балетному театру XIX — первой трети ХХ века, вторая — балету С. Дягилева и И. Стравинского. Первая секция открылась докладом кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Марии Анатольевны Фёдоровой. Она рассказала об особенностях арфовых каденций в трех балетах П. Чайковского и о том, почему они приобрели столь широкую известность в мировом пространстве.
Кандидат искусствоведения, ответственный редактор журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» Вера Владимировна Садокова говорила о семантической теме пути, а также о принципе линейности, которые объединяют «Щелкунчика» и «Пиковую даму» П. Чайковского.
Доклад кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника Российского национального музея музыки, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания Александра Викторовича Комарова был посвящен ключевым особенностям работы П. Чайковского с заимствованным материалом в процессе создания музыкальной ткани балетов.
Проблему особенностей музыкального цитирования продолжила в своей работе доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Галина Александровна Безуглая в прямой трансляции из Санкт-Петербурга. Она рассказала, что во многих аспектах на цитирование в балетах П. Чайковского повлиял М. Петипа, который хотел добавить известности своим постановкам за счет «популярных» среди публики музыкальных фрагментов.
Анастасия Ивановна Маслова, аспирантка кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных поделилась интересными фактами о малоизвестном «шуточном» произведении С. Танеева — «Балет М. Петипа», которое тот создал ко дню рождения П. Чайковского.
Вторую часть секции, посвященную балетному театру XIX — первой трети ХХ века, открыла кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкальной журналистики Российской академии музыки имени Гнесиных Юлия Ивановна Агишева с докладом о балете «Пресса» Л. Венцеля. Этот балет стал открытием для своего времени по многим параметрам: хореографом-постановщиком впервые в истории выступила женщина — К. Ланнер, именно она предложила довольно авангардную идею воплощения собирательного понятия «журналистика» в танце, используя новейшие технические приемы.
Аспирантка кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, ведущая редакции художественных программ радио «Петербург» Вероника Алексеевна Грачёва представила работу об анализе и концепции замысла балета Э. Сати «Успуд», который был создан композитором совместно с французским писателем К. де Латуром.
Кейко Сайто, PhD, преподаватель Городского университета Осаки в прямом включении из Японии рассказала о том, как японская музыкальная традиция повлияла на русский балет начала XX века на примере балета-пантомимы «С Луны в Японию» Кислинского.
Подытожила заседание первой секции кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки, декан историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки имени Гнесиных Натэла Исидоровна Енукидзе. Ее доклад представил довольно широкое тематическое полотно, которое охватывает важность жанра пантомимы в Серебряном веке. В частности, о связи пантомимы «Четыре мертвеца Фьяметты» с работами В. Мейерхольда.
Вторая секция была посвящена балету XX века и двум важным персоналиям, которые сделали этот период особенным: С. Дягилеву и И. Стравинскому. Открыл секцию независимый исследователь, главный редактор «Московского книжного журнала» Алексей Борисович Мокроусов. Он говорил о том, как менялся подход к созданию либретто в «русских балетах», каких литераторов привлекал С. Дягилев к работе и как менялось отношение к авторству сюжета в дягилевской труппе.
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Ирина Алексеевна Кряжева рассказала о глубоком влиянии испанской культуры на С. Дягилева и о том, как это отражалось на его постановках. На примере балетов «Менины» (музыка Г. Форе, 1916), «Треуголка» (музыка М. де Фальи, 1919), «Портрет фламенко» (народная музыка, 1921), а также задуманных, но нереализованных проектах («Триана» и «Испания») автор доклада раскрыла заложенные импресарио испанские сюжетные и танцевальные идеи.
Кандидат искусствоведения, балетный критик, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра Варвара Александровна Вязовкина раскрыла детали работы дягилевской труппы с балетами Э. Сати: речь шла о скандально-известном балете «Парад» (1917) в хореографии Л. Мясина и оформлении П. Пикассо и малоизвестном балете «Чертик из табакерки» (1926) в хореографии Дж. Баланчина и оформлении А. Дерена.
Надежда Александровна Маркарьян, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного института сценических искусств Санкт-Петербурга в своем докладе осветила портреты двух дирижеров дягилевских балетов: П. Монте и Т. Бича. Она сделала акцент на особенностях исполнения каждым из них балетных партитур И. Стравинского, М. Равеля, К. Дебюсси и на их работе непосредственно с танцовщиками.
Кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, сопредседатель исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» Международного музыковедческого общества Наталия Александровна Брагинская рассказала об эволюции жанровых ориентиров И. Стравинского, которые произошли под непосредственным влиянием М. Петипа и С. Дягилева.
Эксцентричность балета «Петрушка» и, вместе с тем его патриархальные черты как синтез переходной эпохи, стали главной темой совместного доклада доктора искусствоведения, профессора, главного научного сотрудника Международного центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Александра Ивановича Демченко и доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника Международного центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Виктории Николаевны Алесенковой.
Разговор о «Петрушке» продолжил кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Владимир Владимирович Горячих. Его доклад осветил также немаловажные особенности произведения — это роль фольклорных цитат в интонационной драматургии балета. Ключевым пунктом в рассмотрении этой темы стало письмо И. Стравинского к А. Римскому-Корсакову, в котором первый упомянул две городские песни — «Под вечер осени ненастной» и «Чудный месяц».
Фольклор как осознание «русскости» в своей работе рассмотрел доктор искусствоведения, музыковед, независимый исследователь из Нью-Йорка Валерий Викторович Гливинский. Он говорил о триаде «Жар-птица» — «Петрушка» — «Весна священная» в контексте раскрытия И. Стравинским национальной идентичности: от выбора сюжетов до выстраивания музыкальной логики.
Три последних доклада прошли в онлайн-формате в трансляции из Санкт-Петербурга. Магистрант кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Антонина Павловна Малмалаева рассказала о первых двух балетах Дж. Баланчина для дягилевских сезонов — «Триумфе Нептуна» (1926) и «Кошке» (1927). Она отметила, что они обладали сюжетностью, имели четко прописанный сценарий и структуру.
Аспирантка кафедры философии, истории и теории искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Елена Сергеевна Старовойтова поделилась историей создания хореографического спектакля «Ода» Н. Набокова в постановке Л. Мясина для дягилевской балетной труппы. Необычным был выбор жанра для танцевальной постановки — это научно-философская ода. Завершил первую секцию конференции доклад аспиранта кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Данилы Вадимовича Любимова, который был посвящен проблеме соотношения музыки фортепианного цикла «Бабочки» и сценария одноименного балета.