22 ноября прошли чтения докладов Второй секции Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность», которая проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Заседания секции «Балетная педагогика и постановочная практика» проводились в смешанном очно-дистанционном формате на базе Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии.
Открыли второй день конференции в Санкт-Петербурге кандидат психологических наук Татьяна Ивановна Дрынкина и режиссер-хореограф Евгений Сергеевич Демидов темой «Формирование пластической выразительности как части культуры». В своем докладе они раскрыли понятие «пластическая культура» и выявили ключевые аспекты ее оценки.
Преподаватель кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Иван Сергеевич Сачков рассмотрел современный танец, классический дуэт, аргетинское танго и сальсу с позиции партнеринга — телесного контакта партнеров.
Специфику современного хореографического образования рассмотрели преподаватели кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Александр Александрович Любашин и Ульяна Владимировна Пономаренко.
Тему работы концертмейстера раскрыла кандидат искусствоведения, старший преподаватель Института современного искусства Марина Владимировна Бойкова-Ковач. Она представила исследование о музыке, звучащей на уроке классического танца. «Роль концертмейстера трудно переоценить. Он уподобляется композитору — творцу этого спектакля», — отметила Марина Владимировна. Она уверена, что концертмейстер должен уметь не только хорошо подбирать, исполнять музыку, но и уметь импровизировать.
«Больную» тему для балетной педагогики продолжили профессор кафедры искусства балетмейстера Челябинского государственного института культуры Ирина Эвальдовна Бриске и доктор искусствоведения, заведующая кафедрой музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Галина Александровна Безуглая. Докладчики пришли к выводу, что в образовательных учреждениях пианистов не готовят должным образом к работе в балетном классе. В результате многие концертмейстеры не владеют навыками импровизации, им не хватает «общемузыкантских» знаний и хорошего музыкального вкуса в подборе музыки и даже в ее исполнении.
Кандидат искусствоведения, ведущий режиссер балетной труппы Большого театра России Андрей Александрович Меланьин рассказал о видах хореографической партитуры и рассмотрел некоторые более удобные, на его взгляд, варианты использования пятилинеечной строки для записи хореографии и мизансцен.
Аспирант Российского государственного института сценических искусств Наталья Николаевна Тарасова поделилась своим исследованием о сценической биографии Иды Рубинштейн и проанализировала развитие художественных идей актрисы в период с 1917 по 1923 год.
Аспирант Российского института истории искусств Вероника Игоревна Смирнова рассказала о трансформации традиций комедии дель арте (нетипичных для балета) на примере балета «Арлекинада» Ф. Лопухова, поставленном в 1933 году на сцене Михайловского театра.
Подытожил первую часть секции доклад методиста кафедры классического танца Московской государственной академии хореографии Святослава Игоревича Радченко на тему «Наследие выдающихся мастеров балетной педагогики как источник изучения теоретико-методических основ национальных хореографических школ».
Заседания секции продолжились в Московской государственной академии хореографии. Докладчики уделили особое внимание современным постановкам и золотому фонду балетного репертуара. Так, кандидат искусствоведения, первая солистка балета Большого театра Дарья Евгеньевна Хохлова проанализировала сценографию Дж. Ноймайера в балете «Анна Каренина», определила значение постановки в мире хореографического искусства и сравнила ее с первоисточником.
Доцент кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Ирина Алексеевна Пушкина изучила историю балета «Гаяне» и поделилась подробностями постановки 1942 года.
О дебюте в роли постановщика-хореографа К. Сергеева в балете «Золушка» С. Прокофьева рассказала студентка 3 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Владиславовна Цыганкова.
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра Государственного института искусствознания Андрей Сергеевич Галкин продолжил развитие темы балетной нотации, затронутой в первой половине дня. В своем докладе Галкин сделал акцент на проблеме интерпретации балетной нотации и рассмотрел некоторые записи фрагментов балетов из коллекции Н. Г. Сергеева («Раймонды», «Спящей красавицы», «Лебединого озера», «Баядерки», «Царя Кандавла»).
Балетмейстерским анализом «Раймонды» в постановке Геннадия Малхасянца и сравнением его интерпретации с оригиналом Мариуса Петипа поделилась кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой искусства балетмейстера Института современного искусства Анна Евгеньевна Меловатская.
Подробный музыковедческий анализ балета «Степан Разин» Н. Сидельникова провел доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства имени В. С. Попова Андрей Борисович Ковалёв.
Студент 2 курса кафедры музыкальной журналистики Российской академии музыки имени Гнесиных Филипп Альбертович Геллер рассказал о «Лебедином озере» в постановке А. Петрова и провел параллели с классическими версиями балета. Несмотря на новшества интерпретации, А. Петров постарался возродить «старомосковскую» версию, шедшую в Большом театре. В ней хореография мастеров московской школы (А. Горского и его ученицы Е. Долинской) сочеталась с «белым» актом Л. Иванова и «черным» Па-де-де М. Петипа.
Магистр искусствоведения, младший научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь Богдана Николаевна Тупчиенко поделилась своими наблюдениями о балетных интерпретациях «Тристана и Изольды» Р. Вагнера в Белоруссии. Акцент был сделан на постмодернистской постановке Ю. Трояна (2010).
На примере телебалета «Граф Нулин» Б. В. Асафьева (1959) кандидат искусствоведения, профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии Екатерина Петровна Белова выявила особенности жанра телевизионного балета.
Оживленная дискуссия завязалась после сообщения аспиранта кафедры балетмейстерского образования Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Ларисы Евгеньевны Красновой. Ее доклад был посвящен анализу новых версий балета «Щелкунчик» М. Шемякина и К. Симонова, А. Ратманского и Н. Дуато и вызвал горячий спор. Предмет дискуссии — потусторонний мир во втором действии постановки М. Шемякина. Предполагал ли П. И. Чайковский такую интерпретацию своей музыки? Участники заседания пришли к выводу: «Щелкунчик» — несчастный балет, которому что-то присочиняют. Сценарий Петипа расписан дословно, и в нем нет упоминания «рая и ада». Один из докладчиков так и заявил: «Не был Петр Ильич сумасшедшим. Всё это бурные фантазии». Финальным сообщением заседаний Второй секции стало сообщение аспиранта кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии Ирины Андреевны Владимировой о молодой постановке «Баядерки» в Воронежском театре оперы и балета. Докладчик завершила свое выступление приглашением всех участников конференции в Воронеж.